КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Компания АСК - производственная группа комплектации и сервиса. Мы оснащаем под ключ строительные объекты на этапе чистовых работ до момента ввода в эксплуатацию.

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Основные требования к комплексному использованию средств обучения. Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы потребовала уточнения целей и содержания обучения населения воспитательной направленности учебного процесса, широкого внедрения активных форм и методов работы в практику школы.

Повышение эффективности обучения зависит от средств обучения и воспитания.

Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. Они тесно взаимодействуют с методическими приёмами и организационными формами работы. С их помощью осуществляется органическая связь обучения, воспитания и всестороннего развития личности учащихся, обеспечивается высокий научно-идейный уровень содержания основ изучаемой дисциплины.

В настоящее время средства обучения включают печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые.

К числу печатных пособий относятся: демонстрационные таблицы, тематические и предметные картины, аппликационные материалы, альбомы фотографий по странам изучаемого языка, альбомы с репродукциями картин советских художников, а также дидактические раздаточные материалы для работы в парах.

Экранные пособия могут быть как статичными (диапозитивы, диафильмы, транспаранты), так и динамичные (кинофрагменты, кинокольцовки).

Звуковые пособия включают грампластинки и магнитные записи, отдельные средства обучения носят комплексный характер. Это, например, диафильмы со звуковым сопровождением, альбомы по странам изучаемого языка в комплекте с грампластинками, лингафонный практикум.

Определяя выбор средства обучения, следует принимать во внимание цели и задачи обучения иностранным языкам, уровень усвоения материала, возрастные особенности учащихся, дидактические функции средства обучения, условия, в которых протекает учебный процесс.

Важную роль при этом играет специфика учебного предмета «Иностранный язык», содержание учебного материала.

Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), которая может рассматриваться как реализация общественно – коммуникативной деятельности людей, обеспечивающая их общение друг с другом. В процессе речевой деятельности взаимодействуют разные факторы, в частности мотивационно – побудительные, которые связаны с потребностью человека в общении и обеспечивают подготовку индивида к процессу общения, вызывают желание участвовать в акте коммуникации.

Вот почему средства обучения призваны обеспечить мотивационно – побудительный уровень общения, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом, воссоздать ситуации, побуждающие к участию в акте коммуникации в совершении речевого поступка.

Выбор средства обучения определяется прежде всего дидактической задачей, потребности учебного процесса, так, для организации беседы по темам, знакомым учащимся из повседневной жизни, часто достаточно лишь определить круг вопросов, подлежащих обсуждению, наметить план беседы.

Комплексное использование средств обучения связано с применением не отдельных пособий в учебно-воспитательном процессе, а определённого их сочетания. Комплексное использование средств обучения включает в себя вопросы создания комплекса средств обучения для тех или иных учебно-воспитательных целей.

Имея в своём распоряжении подобные комплексы средств обучения по теме устной речи и чтению, учитель должен уметь отобрать из состава оптимальное сочетание средств обучения на конкретный урок. Отбор средств обучения из состава комплексов на уроке начинается с определения учебно-воспитательной задачи урока. Вопрос отбора комплекса предусматривает возможность быстро и оперативно подключать эти средства обучения в учебно-воспитательный процесс. Учитель должен владеть умением определять наиболее рациональную последовательность включения средств обучения на каждом конкретном уроке, учитывая особенности познавательной деятельности студентов. Последовательность включения средств обучения в учебно-воспитательный процесс на уроке обязательно предусматривает чёткое следование логики учебной деятельности студентов.

Говоря о комплексном использовании средств обучения на уроке иностранного языка, необходимо остановится на одном вопросе. Это касается средств обучения, имеющих заметное эмоциональное воздействие на студентов. Создаваемая на уроке эмоциональная атмосфера, обостряя восприятие учебного материала, вместе с тем иногда тормозит, а подчас делает невозможным быстрое переключение с одного вида работы на другой, который может и не отличаться столь же высокой эмоциональной окраской, но быть весьма необходимым для учебного процесса: после просмотра кинофрагментов, телевизионных передач, прослушивания звукозаписи приходится переключаться на разговорную речь.

При комплексном применении средств обучения учитель должен обязательно ориентироваться на индивидуальные возможности и особенности учащихся и использовать имеющиеся в его распоряжении пособия.

Комплексное использование средств обучения кабинета иностранного языка предполагает:

единство содержания входящих в комплексе пособий полного соответствия их целям обучения на данном уровне усвоения языкового материала;

адекватность средств обучения особенностям методической системы;

определённую последовательность их включения в учебный процесс, взаимосвязь и взаимообусловленность;

адекватные виды работ, упражнений, организационных форм;

необходимость создания ряда дополнительных средств обучения в виде отдельных упражнений или фрагментов пособий;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей студентов, уровня языковой подготовки.

Комплексное использование средств обучения требует от учителя совершенствования своего мастерства.

Научно исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения выдвинул требования к размещению и способам хранения средств обучения в кабинете иностранного языка.

Такой кабинет должен быть укомплектован всеми средствами обучения, необходимыми для организации учебного процесса на уроках, внеклассных и факультативных занятиях, а также аппаратурой, мебелью и приспособлениями, которые облегчают хранение и использование пособий. [23]

Кроме средств обучения в кабинете немецкого языка, как и в других кабинетах иностранного языка, должна быть сконцентрирована учебная, учебно-методическая и справочная литература. Для удобства работы с книгами необходимо их классифицировать на две группы:

1. литература для обучающихся;

2. литература для учителя.

К первой группе относятся:

1. словари;

2. справочники;

3. художественная адаптированная литература для внеклассного чтения;

4. страноведческий материал;

Во вторую группу входят:

1. обще-методическая и психологическая литература;

2. работы, связанные с отдельными аспектами обучения немецкому языку: аудированию, чтению, письму, устной речи;

3. книги по использованию средств обучения;

4. книги для учителя, содержащие пояснения к учебникам и факультативным курсам;

5. пособия по организации внеклассной работы;

6. академические словари;

7. инструктивный материал: перечни учебно-наглядных пособий, учебного оборудования и т.д.

Литературу для учащихся нужно хранить так, чтобы школьники могли находить ее самостоятельно. Для того, чтобы было легче найти необходимую книгу можно сделать указатели, например, «Словари и справочники», «Литература для внеклассного чтения» и т.д.

Видеоматериалы удобно хранить на полках шкафа, наклеив на каждую из них пометки, содержащие информацию о том, какие именно материалы хранятся на данной полке. Эти средства обучения должны храниться в коробках в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящичках с ячейками.

Телевизор, видеомагнитофон, компьютер устанавливаются на устойчивых подставках или столиках в удобных местах. [26]

В кабинете иностранного языка должны быть различные картотеки:

Систематическая, которая включает в себя средства обучения, имеющиеся в кабинете, книги, информативные и раздаточные печатные пособия, экранные (видеозаписи), звуковые.

Тематическая, в которую входят средства обучения, подобранные по темам устной речи. Например, «Моя семья», «Времена года» и т.д. с выделением подтем в каждой теме.

Поурочная, на карточках которой перечислены средства обучения, необходимые для конкретного урока.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Все пособия нумеруются. Для каждого вида пособий составляется список, где указывается название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог без труда отыскать необходимое пособие.
Таким образом, организация кабинетов иностранных языков, внедрение в них современных технических средств обучения повышает самостоятельность учащихся, делает более активным их участие в речевой деятельности, открывает новые возможности для стимуляции индивидуальных способностей каждого школьника, влияет на развитие самой системы уроков иностранного языка, стимулирует педагогическую мысль в области методического иcследования.

ИТАК, социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы обучающихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Стратегия обучения иностранным языкам в современных условиях нацелена на более последовательную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодействие практических, образовательных и воспитательно-развивающих задач и путей их реализации на каждом этапе обучения.

Вся совокупность данного процесса неразрывно связана и происходит в языковой среде и культурологическом воспитательном пространстве, территорией которого в школе является кабинет иностранного языка.

Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что оборудование и создание современного кабинета иностранного языка - задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее специальных знаний.

Опыт создания подобных кабинетов показал необходимость составления продуманного плана работы по комплектованию приборов, дидактических средств и изготовления своими силами некоторого необходимого оборудования.

Важным элементом создания языковой среды является фактор соответствия кабинета иностранного языка необходимым стандартам, позволяющим усилить гуманитарный компонент содержания образования.

Следует отметить, что переход школ на кабинетную систему обучения иностранным языкам не только способствует повышению мотивации учеников к изучению иностранного языка и созданию приближенной ситуации настоящей языковой среды, но и в свою очередь, побудил разработчиков методики обучения иностранным языкам к созданию дополнительных заданий и упражнений как для отстающих, так и для более сильных учеников.

Таким образом, организация работы кабинета иностранного языка, внедрение в него современных технических средств обучения повышает самостоятельность обучающихся, делает более активным их участие в речевой деятельности, открывает новые возможности для стимуляции индивидуальных способностей каждого школьника, влияет на развитие самой системы уроков иностранного языка и стимулирует педагогическую мысль в области методического исследования.

Следует помнить, что главное - это создать приятную, психологически комфортную атмосферу, располагающую для творческой работы обучающихся и учителя, создать очаг европейской культуры и образовательное пространство, отличающихся от других, чтобы учитель чувствовал себя гостеприимным хозяином дома, а ученики - долгожданными и окруженными заботой его обитателями.

Мы убедились в том, что современный кабинет иностранного языка – это центр организации учебной и внеклассной работы, который играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. Мы утверждаем, что в эффективности и качестве обучения фактор кабинета стоит наравне с такими неотъемлемыми составляющими воспитательно-педагогического процесса как методика преподавания, квалифицированность педагога и пр.

Все вышеизложенное приводит к мысли о необходимости целенаправленного развития интереса обучающихся к изучению иностранного языка на всех этапах его обучения, с его комплексным использованием ТСО, которые способствуют лучшей реализации всех целей обучения и более эффективному формированию навыков и умений обучающихся.

Источник: https://infourok.ru


Галерея

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.