Основания и цели разработки требований
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Материал представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса, предъявляемые в условиях ввода в действие государственного стандарта по биологии.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
В требования включены перечни основной учебной литературы, которая составляет библиотечный фонд кабинета биологии. В библиотечный фонд кабинета биологии входят комплекты учебников и рабочих тетрадей (по числу учащихся), рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. Целесообразно включить в фонд кабинета несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем для подготовки к занятиям, а также для выполнения индивидуальных заданий учащимися. Кроме того, для эффективного преподавания биологии понадобятся энциклопедии, определители растений и животных. Этой литературой учащиеся пользуются поочередно.
При составлении номенклатуры средств обучения были учтены следующие принципы:
приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе:
комплексное использование средств обучения:
формирование различных способов поиска и обработки информации;
развитие коммуникативных умений учащихся.
Вследствие того, что содержание предмета постоянно обновляется, а в связи с техническим прогрессом происходит изменение носителей информации и аппаратуры для ее проявления, то приоритет должен быть за формированием коммуникативной культуры учащихся. Традиционные и компьютерные технологии используются комплексно.
Средства обучения для эффективного преподавания биологии представлены как натуральными, так и изобразительными пособиями. Наиболее важными, специфичными в процессе обучения биологии являются натуральные объекты – живые растения и животные, а также препарированные объекты или их части. Натуральные объекты могут быть в виде гербариев, коллекций, влажных препаратов, микропрепаратов и используются для только лабораторных работ или кратковременных наблюдений во время занятий. Поэтому все натуральные объекты могут быть использованы только как раздаточный материал (за редким исключением).
Новизна разработанных требований
Комплект учебного оборудования в настоящих требованиях составлен по блочно-модульному принципу. Основным блоком является учебное оборудование для базового уровня обучения. В старшей школе при изучении предмета на базовом уровне возможно повторное проведение лабораторных работ и наблюдений при условии их обобщения на более высоком уровне.
Не подлежит сомнению тот факт, что профильное обучение потребует создания дополнительного модуля оборудования. Здесь большее внимание должно уделяться дальнейшему формированию исследовательских навыков, поэтому потребуются более сложные оптические приборы, с помощью которых может быть проведено изучение временных микропрепаратов, изготовленных непосредственно учащимися. Неоценимую поддержку окажут новые информационные технологии – мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, разнообразные обучающие компьютерные программы.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, или носить проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно-профильного уровня предмета по определенным темам. Кроме того, эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля знаний учащихся.
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения – индивидуальную, групповую и коллективную. В электронных носителях представлены видео- и аудиоматериалы, иллюстрирующие строение, среду обитания живых организмов, а также взаимосвязи биологических систем различного уровня организации, Кроме того, видеоматериалы дают представления о микромире живых существ, субмолекулярных структурах, процессах, происходящих на клеточном уровне и т.п.
Провидимому, понадобятся наборы специализированных датчиков к компьютеру для выведения некоторых физиологических данных на экран (температуры, частоты пульса, частоты дыхания,. быстроты реакции, величины артериального давления и пр.)
Реализация принципа вариативности
Для профильного уровня обучения должен быть создан модуль из небольшого перечня учебного оборудования. Некоторые изобразительные пособия могут включать как материал для базового уровня обучения, так и для профильного. Примером могут служить серии слайдов. В этом случае в прилагающихся методических рекомендациях по использованию указаны кадры, которые предназначены для углубленного, профильного изучения материала.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательных этапов формирования учебно-предметной среды (в том числе в виде традиционных и мультимедийных пособий, создаваемых учащимися).
Следует иметь ввиду, что в требованиях чаще всего даны не конкретные названия пособий, а общая номенклатура, определяющая сущность пособия.
Расчет количественных показателей
Количественные показатели при приобретении оборудования вычисляются следующим образом. Натуральные объекты и другое раздаточное оборудование приобретаются из расчета наполняем ости класса. Например, 15 экз. нужны для работы 30 учащихся в основной и старшей школе при базовом уровне изучения предмета. При изучении биологии в профильном классе раздаточный материал приобретается на каждого ученика в целях отработки самостоятельных исследовательских навыков. К категории раздаточного оборудования относятся некоторые приборы, модели и лабораторное оборудование. Это оборудование обозначено буквой «Р». Остальные средства обучения приобретаются в единичном экземпляре и используются для демонстрации. Эти пособия обозначены буквой «Д». Особую группу составляет оборудование, которое используется несколькими учащимися поочередно. Эта группа обозначена буквой «П».
Организация учебного кабинета
При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. N 178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.
Примерный перечень оборудования для кабинета Биологии:
Цифровой микроскоп 12 МПикс c LCD-экраном (9 дюймов)
Цифровой микроскоп 5 МПикс c LCD-экраном (9 дюймов)
Микроскоп демонстрационный (один окуляр)
Микроскоп тринокулярный (ахромат)
Микроскоп тринокулярный (планахромат)
Видеокамера для работы с оптическими приборами (3 МПикс)
Видеокамера для работы с оптическими приборами (5 Мпикс)
Цифровая лаборатория по экологии
Цифровая лаборатория по биологии
Цифровая лаборатория по физиологии (базовый уровень)
Цифровая лаборатория в области нейротехнологий. Практикум по биологии
Комплект микропрепаратов для стереомикроскопа
Микроскоп школьный с подсветкой
Набор для микроскопирования по биологии (лоток)
Прибор для демонстрации водных свойств почвы
Прибор для демонстрации всасывания воды корнями
Прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных
Прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
Лупа препаровальная
Стереомикроскоп учебный
Влажный препарат "Беззубка"
Влажный препарат "Гадюка"
Влажный препарат "Внутреннее строение брюхоногого моллюска"
Влажный препарат "Внутреннее строение крысы"
Влажный препарат "Внутреннее строение лягушки"
Влажный препарат "Внутреннее строение птицы"
Влажный препарат "Внутреннее строение рыбы"
Влажный препарат "Карась"
Влажный препарат "Корень бобового растения с клубеньками"
Влажный препарат "Креветка"
Влажный препарат "Нереида"
Влажный препарат "Развитие костистой рыбы"
Влажный препарат "Развитие курицы"
Влажный препарат "Сцифомедуза"
Влажный препарат "Тритон"
Влажный препарат "Уж"
Влажный препарат "Черепаха болотная"
Влажный препарат "Ящерица"
Комплект влажных препаратов (15 шт.)
Гербарий "Деревья и кустарники"
Гербарий "Дикорастущие растения"
Гербарий "Культурные растения"
Гербарий "Лекарственные растения"
Гербарий "Медоносные растения"
Гербарий "Морфология растений"
Гербарий "Основные группы растений"
Гербарий "Растительные сообщества"
Гербарий "Сельскохозяйственные растения"
Гербарий "Ядовитые растения"
Гербарий к курсу основ по общей биологии
Комплект гербариев разных групп растений (9 шт.)
Коллекция "Голосеменные растения"
Коллекция "Древесные породы"
Коллекция "Лен и продукты его переработки"
Коллекция "Насекомые вредители"
Коллекция "Обитатели морского дна"
Коллекция "Палеонтологическая"
Коллекция "Плоды сельскохозяйственных растений"
Коллекция "Почва и ее состав"
Коллекция "Представители отрядов насекомых"
Коллекция "Примеры защитных приспособлений у насекомых"
Коллекция "Приспособительные изменения в конечностях насекомых"
Коллекция "Развитие насекомых с неполным превращением"
Коллекция "Развитие насекомых с полным превращением"
Коллекция "Раковины моллюсков"
Коллекция "Семейства бабочек"
Коллекция "Семейства жуков"
Коллекция "Семена и плоды"
Коллекция "Форма сохранности ископаемых растений и животных"
Коллекция "Хлопок и продукты его переработки"
Коллекция "Шелк"
Коллекция "Шерсть и продукты ее переработки"
Коллекция "Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников"
Комплект коллекций демонстрационный
Набор палеонтологических находок "Происхождение человека"
Сухой препарат "Ёж морской"
Сухой препарат "Звезда морская"
Комплект микропрепаратов "Анатомия" (базовый уровень)
Комплект микропрепаратов "Анатомия" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Ботаника 1" (базовый уровень)
Комплект микропрепаратов "Ботаника 1" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Ботаника 2" (базовый уровень)
Комплект микропрепаратов "Ботаника 2" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Зоология" (базовый уровень)
Комплект микропрепаратов "Зоология 1. Простейшие и Кишечнополостные" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Зоология 2. Черви" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Зоология 3. Строение насекомых" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Зоология 4. Разнообразие членистоногих. Строение позвоночных" (профильный уровень)
Комплект микропрепаратов "Общая биология" (базовый уровень)
Комплект микропрепаратов "Общая биология" (профильный уровень)
Набор муляжей "Дикая форма и культурные сорта томатов"
Набор муляжей "Дикая форма и культурные сорта яблони"
Набор муляжей "Корнеплоды и плоды"
Набор муляжей грибов
Набор муляжей овощей (большой)
Набор муляжей фруктов (большой)
Модель-аппликация "Агроценоз"
Модель-аппликация "Биосинтез белка"
Модель-аппликация "Биосфера и человек"
Модель-аппликация "Гаметогенез у животных"
Модель-аппликация "Генеалогический метод антропогенетики"
Модель-аппликация "Генетика групп крови" (демонстрационный набор 24 карты)
Модель-аппликация "Генетика групп крови" (раздаточный материал 15 комплектов по 24 карты)
Модель-аппликация "Деление клетки. Митоз и мейоз"
Модель-аппликация "Дигибридное скрещивание"
Модель-аппликация "Жизненный цикл вируса"
Модель-аппликация "Классификация растений и животных"
Модель-аппликация "Моногибридное скрещивание"
Модель-аппликация "Наследование резус-фактора"
Модель-аппликация "Неполное доминирование и взаимодействие генов"
Модель-аппликация "Перекрест хромосом"
Модель-аппликация "Переливание крови (раздаточный набор 15 по 12 карт)"
Модель-аппликация "Размножение и развитие хордовых"
Модель-аппликация "Размножение мха"
Модель-аппликация "Размножение папоротника"
Модель-аппликация "Размножение сосны"
Модель-аппликация "Строение клетки"
Экран для динамических пособий (раздаточный)
Модель стебля растения
Модель строения корня
Модель строения листа
Модель "Клетка растения"
Цветок василька
Цветок гороха
Цветок капусты
Цветок картофеля
Цветок персика
Цветок подсолнечника
Цветок пшеницы
Цветок тюльпана
Цветок яблони
Комплект ботанических моделей демонстрационный
Комплект моделей "Позвоночные животные" (8 шт.)
Комплект моделей "Строение мозга позвоночных" (5 шт.)
Модель "Гидра"
Модель инфузории-туфельки
Модель конечности лошади
Модель конечности овцы
Модель ланцетника
Муляж "Сойка"
Муляж "Селезень"
Муляж "Белка"
Скелет голубя
Скелет змеи
Скелет костистой рыбы
Скелет кролика
Скелет лягушки
Скелет ящерицы
Гортань в разрезе (модель)
Желудок в разрезе (модель)
Модель "Зуб человека"
Модель "Молекула белка"
Модель "Строение челюсти человека"
Модель "Структура белка"
Модель "Череп человека"
Модель глаза
Модель мозга в разрезе
Модель "Гигиена зубов"
Модель носа в разрезе
Модель печени
Модель структуры ДНК (разборная)
Модель уха
Позвонки (набор из 7 штук: 4 шейных, 2 грудных, 1 поясничный)
Почка в разрезе (модель)
Прибор для демонстрации действия глаза (Модель "Зрение")
Сердце (модель демонстрационная)
Скелет человека на подставке (170 см)
Скелет человека на штативе (85 см)
Торс человека (разборная модель, 42 см)
Комплект анатомических моделей демонстрационный
Бокс пластиковый для стекол предметных на 50 стекол
Воронка лабораторная В-56-80-ХС
Горючее для спиртовок
Зажим пробирочный
Колба коническая 500 мл
Комплект пипеток Пастера
Ложка для сжигания веществ
Лупа d=75 мм
Набор инструментов препаровальных
Набор чашек Петри d=35 (10 шт.)
Набор чашек Петри d=60 (10 шт.)
Палочка стеклянная
Пипетка пластиковая одноразовая градуированная 10 мл
Пипетка пластиковая одноразовая градуированная 2 мл
Пипетка пластиковая одноразовая градуированная 5 мл
Пробирка ПБ-14
Пробирка ПБ-16
Проьирка ПБ-21
Пробирка с завинчивающейся крышкой
Пробирка Эппендорфа 2 мл
Спиртовка лабораторная (100 мл)
Стакан 50 мл
Ступка фарфоровая с пестиком, d = 90 мм, № 3
Цилиндр мерный с носиком 100 мл (полиэт.)
Штатив для пробирок 10 гнезд (полиэт.)
Штатив для пробирок 20 гнезд Z-образный
Штатив с ванночкой для окраски микропрепаратов
Белки и нуклеиновые кислоты (8 табл.)
Биология 10-11 классы. Цитология. Генетика. Селекция (12 табл.)
Биология 10-11 классы. Эволюционное учение (10 табл.)
Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники (14 табл.)
Биология 7 класс. Животные (12 табл.)
Биология 8-9 классы. Человек (12 табл.)
Введение в экологию (18 табл.)
Вещества растений. Клеточное строение (12 табл.)
Гигиена (8 табл)
Комплект таблиц по всему курсу биологии (120 шт., А1, полноцв, лам)
Круговорот веществ в биосфере (таблица, винил)
Общее знакомство с цветковыми растениями (6 табл.)
Потоки энергии и пищевые цепи в биосфере (таблица, винил)
Птицы России (4 табл., винил)
Растение - живой организм (4 табл.)
Растения и окружающая среда (7 табл.)
Строение тела человека (10 табл. + 80 карточек)
Химия клетки (3 табл.)
Эволюция органического мира (таблица)
Портреты биологов (компл.)
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Введение в экологию"
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Животные"
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Растение - живой организм"
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии"
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений"
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Человек. Строение тела человека"
Интерактивное учебное пособие "Наглядная биология. Эволюционное учение"
Комплект мультимедийных средств обучения по курсу биологии (Генетика, Основы селекции, Цитология, Экологические факторы, Систематика растений)
Комплект видеофильмов для кабинета биологии на DVD-Дисках
Слайд-комплект "Свойства и особенности организмов"
Электронное пособие "Млекопитающие" (CD+методичка)
Электронное пособие "Птицы" (CD+методичка)
Электронное пособие "Растения" (CD+80 карточек)
Электронное пособие "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся" (CD+методичка)
Электронное пособие "Цитология и генетика" (CD+методичка)
Электронное пособие "Человек и его здоровье" (CD+методичка)
Электронные средства обучения для кабинета биологии
DVD-плеер
Веб-камера на подвижном штативе
Компьютер учителя
МФУ (Принтер+сканер+копир)
Оверхед-проектор (для проецирования прозрачных пленок и фолий)
Слайд-проектор
Телевизор LCD (диагональ 81 см)
Экран настенный 1,6х1,6 м
Источник: https://infourok.ru
Оснащение современного кабинета Биологии
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Галерея
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.