Основные требования к школьному кабинету истории

Основные требования к школьному кабинету истории
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (М. Сааведра).

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
    История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
  Исторические знания в современной школе имеют не только общеобразовательное, воспитательное, общекультурное, духовно-нравственное, общественно-политическое значение и смысл, ибо являются непременным фундаментом реальных представлений современной действительности, о должном месте гражданина в обстоятельствах и событиях современности.

Актуальна роль кабинета в развитии качества образования. Создание кабинета истории в школе относится к числу важнейших условий, способствующих как повышению качества исторического образования, повышению эффективности информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса, формированию культуры личности обучающихся, так и предоставлению оптимальных условий обучающимся для получения необходимого объема знаний, с учетом специфики общеобразовательного учреждения и соответствия требованиям образовательного стандарта по истории. Наличие специализированного кабинета истории в школе дает возможность организовать образовательный процесс, учитывая психолого-возрастные особенности обучающихся, разносторонний спектр их интересов, необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Кабинет истории, его роль в организации урочной и внеурочной работы учащихся.

В течение 2-3-х десятилетий в школе утвердилась кабинетная система обучения. Учитель преподает отдельный предмет, а так как современный учебный процесс настолько усложняется, идет пополнение учебными пособиями, картографическими и другими формами наглядности, накопление учебной, методической литературы, то все это привело к созданию специализированных кабинетов, оборудованных для изучения отдельных дисциплин, в том числе и по истории.

Особую актуальность приобретает проблема оформления современного кабинета истории. Хорошо известно, что эффективность усвоения учащимися курса в любой предметной области во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса в педагогической науке принято считать научно-обоснованную учебную программу курса; оптимальную методику проведения занятий; соответствующую современным тенденциям в образовании учебно-материальную базу; необходимые передовые средства обучения. В своей работе я рассматриваю проблему оснащения учебно-материальной базы. К учебно-материальной базе относится, прежде всего, кабинет истории и его оснащение различными материальными средствами обучения. Учебно-материальная база должна совершенствоваться с развитием науки, техники и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями обязательных документов Министерства образования и науки РФ.

Один из важнейших методов, используемых учителями истории и обществознания школы –  это оформление учебных классов, кабинетов истории. Надо найти такой вариант его оформления и комплектации, который действительно  помогал бы обучению учащихся. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету, являются базой осуществления преподавателем комплексного подхода к образованию, воспитанию и развитию.

                В настоящее время основным   направлением изменений в преподавании истории и обществознания, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет за собой и соответствующее изменение кабинета истории. Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

Значимость школьного кабинета истории в урочной и внеурочной работе учащихся очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Создание учебного кабинета  истории, как творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

Правильно организованная система внеурочной деятельности по истории представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках. Также не последнюю роль играет правильное оформление кабинета. В красивом, хорошо оформленном кабинете работать намного приятнее. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории - это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к истории. Это и объясняет актуальность этой теме, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю.

Основные требования к школьному кабинету истории.

В настоящее время оборудование школьного кабинета истории регламентируется «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов» (они размещены на сайте Федерального агентства по образованию РФ по адресу: www//ed.gov.ru). Хотя данный документ и называется «Требованиями», уже в первом его предложении подчеркивается его рекомендательный характер: «Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории» (имеется в виду стандарт 2004 г.).

«Требования» включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования. «Требования» включают в себя не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создания которых необходимо для обеспечения федерального государственного образовательного стандарта.

Модель образовательного пространства учебного кабинета истории должна быть разработана в соответствии с поставленной цели – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Развивающая среда в помещении учебного кабинета должна отвечать принципам: безопасности и личного комфорта; вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов; динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.

Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающее создание современной предметно-образовательной среды обучения основной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ООО.

В современном школьном кабинете истории обязательно должна присутствовать книгопечатная продукция, печатные пособия, а именно учебники, соответствующие Стандарту основного общего и среднего (полного) образования по истории, рабочие тетради к ним, книги для внеклассного чтения, необходимая методическая и дидактическая литература для учителя, рабочие программы по истории. Для реализации учебной деятельности должны быть настенные исторические карты, атласы, контурные карты, иллюстративный материал. Большую помощь учителю оказывают имеющийся в наличии раздаточный материал, содержащий образные, логические и оценочные разноуровневые задания, КИМы. Раздаточный материал для работы с понятийным материалом, историческими документами.

Хороший вариант работы с визуальными источниками, взятыми (вырезанные) из старых учебных пособий, учебников. Они помогают осуществить личностно-ориентированный подход через игровую деятельность.

Методические материалы к поурочным планам урока, сами поурочные планы целесообразно распределить по отдельным папкам. Каждая папка относится к отдельным курсам истории, уровню класса. Такое распределение помогает учителю в подготовке к уроку, экономит его время. Содержимое папок ежегодно обновляется.

Оснащение учебного кабинета должно способствовать эффективности занятий. А именно, переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке. Самоанализу, воспитанию высокоорганизованной личности.

Оборудование учебного кабинета должно позволять вести безопасное и эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.

Обязательное наличие в учебном кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Заведующий учебным кабинетом в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными документами, в первую очередь Законом РФ «Об образовании».

При оформлении учебного кабинета истории каждый его элемент должен быть не просто формальным украшением помещения, а обозначал, что это учебный кабинет истории и помогал в работе учителю.

Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.

Мебель в кабинете должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, в соответствии требованиям стандартов технической безопасности. Высота парт и стульев должна соответствовать их росту. Например, парты с низкими ножками можно поставить вперед, а повыше назад рядов. Цвет стен, жалюзи, горшков цветов должны эстетично гармонировать между собой. Возможно устройство зоны (уголка) национально-культурных ценностей и традиций, в зависимости от территориальной принадлежности.

Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает обучающимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.

Для укрепления зрения можно повесить на передней стене кабинета стационарный тренажер для глаз. Что окажет помощь при использовании здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса.

Основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Внедрение современных средств и технологий в образовательный процесс является особенностью современной школы. Об этом неоднократно заявляли руководители всех образовательных ведомств и президент РФ В.В.Путин. В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для обучающихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов для организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

Можно отметить, что в современной школе существует тенденция постепенной замены большинства технических средств обучения, использующихся ранее при изучении истории, информационными компьютерными технологиями. Их внедрение в учебный процесс является позитивным во всех отношениях изменением, позволяющими интенсифицировать изучение истории в школе. На современном этапе перехода к компьютеризации учебного процесса наряду с применением новейших информационных технологий на уроках истории по-прежнему широко используются и другие технические средства обучения.

Проблема хранения и каталогизации материалов всегда занимала важное место и отнимала у заведующих кабинетов много времени. Перевод материалов в цифровой вид резко снижает временные затрата на эту рутинную работу.

Как и где должны храниться предметные цифровые ресурсы? Решение этой задачи заключается в создании школьного ресурсного центра, например «Сетевого города образования». Для этого школа имеет внутришкольную сеть с выделенным сервером (-ами). На сервере размещаются ресурсы, доступные с любого компьютера школьной Сети и извне (если это разрешено администраторами Сети).

Учебный кабинет должен представлять собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощрять к развитию у него инициативы и самостоятельности, создать возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку. Важно, чтобы и интерьер кабинета соответствовал общему росту «качества жизни». Половину дня дети проводят в школе. Значит, условия, в которых они учатся, должны быть комфортными.

Как приятно приходить в кабинет, где «отдыхает» глаз! Как приятно радовать детей и взрослых не только знанием предмета, но и уютом, оригинальностью, новизной кабинета! Как радостно на душе от того, что в кабинете есть все необходимые технические средства для проведения современных интересных уроков!

Примерный перечень оборудования для класса истории:

Мультимедийный проектор с креплением
Экран настенный 1,6х1,6 м
Интерактивная доска со стойкой
Слайд-проектор
Компьютер учителя
МФУ (Принтер+сканер+копир)
Телевизор LCD (диагональ 81 см)
DVD-плеер
Панель демонстрационная над классной доской
Указка классная
Древняя Греция до середины V в. до н.э.
Древняя Италия до середины III в. до н.э.
Египет и Передняя Азия в древности
Завоевания Александра Македонского  IV в. до н.э.
Первобытнообщинный строй на территории нашей страны
Римская империя в 4-5 вв.
Рост Римского государства в 3 в. до н.э. - 2 в. н.э.
Рост территории государства в древности
Арабы VII-XI вв
Борьба против иноземных захватчиков
Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Европа в XIV-XV вв.
Западная Европа в XI-начале XIII века (крестовые походы)
Индия и Китай в средние века
Киевская Русь в 9-12 вв.
Раздробленность Руси в XII в.- первой четверти XIII вв
Российское государство в XVI веке
Франкское государство в V-середине IX вв.
Важнейшие географические открытия и колониальные захваты
Война за независимость и образование США 1775-1783 гг.
Гражданская война в США в 1861-1865 гг.
Европа 1815-1849 гг.
Европа в 16 в. -первой половине 17 в.
Европа в 50-60х годах XIX в.
Образование независимых государст в Латинской Америке
Отечественная война 1812 г.
Первая мировая война 1914-1918 гг.
Революция 1905-1907 гг. в России
Российская империя в  XVIII веке
Российская империя во второй половине XVIII века
Российская империя с начала  XIX в. по 1861 г.
Российское государство в XVII веке
Россия в 1907-1914 гг.
Россия в XIX - начале XX столетия
Россия с конца XVII века до начала 60-х гг. XVIII века
Смутное время в России в начале XVII в.
США в конце XIX- начале XX вв.
Франция в период Буржуазной революции 1789-1794 гг.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Европа после Первой Мировой войны
Западная Европа в 1924-1939 гг.
Карты мира
Политическая карта мира
Российская Федерация политико-административная
Российская Федерация социально-экономическая
Территориально-политический раздел мира
Центральная и Восточная Азия социально-экономическая
Юго-Восточная Азия социально-экономическая
Юго-Западная Азия социально-экономическая
Южная Азия социально-экономическая
Южная Америка социально-экономическая
Карта полушарий
Интерактивное пособие "Наглядное обществознание. Человек. Общество. Политика и право. 10 кл"
Интерактивное пособие "Наглядное обществознание. Экономика. 11 класс"
Интерактивные карты по истории."Всеобщая история. 5 класс"
Интерактивные карты по истории."Всеобщая история. 6 класс"
Интерактивные карты по истории."Всеобщая история. 7 класс"
Интерактивные карты по истории."Всеобщая история. 8 класс"
Интерактивные карты по истории."Всеобщая история. 9 класс"
"Интерактивные карты по истории.""История России с древнейших времен до
конца XVIв. 6 класс"""
Интерактивные карты по истории."История России. XIX в. 8 класс"
Интерактивные карты по истории."История России. XVII – XVIII вв. 7 класс"
Интерактивные карты по истории."История России. XX – начало XXI вв. 9 класс"
Интерактивные плакаты. История России IX-XVII вв
Интерактивные плакаты. История России XVIII-XIX вв
Видеофильмы:
Бородино и его герои
Великая Отечественная война  1941-1945 гг.
Военно-исторические экскурсии и реконструкции. Великая Отечественная война
Государь Алексей Михайлович
Гражданская война в России. 1917-1921 гг.
Две революции. 1917 г.
Дворцы Санкт-Петербурга
Древний Египет
Древний Рим
Древняя Греция
Знаменитые московские особняки
Император Александр I
Император Александр II
Император Александр III
Император Николай I
Император Павел I
Императрица Екатерина Великая
История Второй Мировой войны
История средних веков. Ранее средневековье
История СССР. Первые годы
Москва. Страницы истории. 20 век
Освобождение Москвы. 1612 г.
От Екатерины I до Екатерины II
Открытие Москвы
Первый Император России
Полтавская битва
Последний император России
Ратные подвиги Александра Невского
Романовы. Начало династии
Храм Покрова на Красной площади
Царь Борис Годунов
Царь Иван Грозный
История российской государственной символики (20 слайдов)
Культура в России XX века. Война и послевоенный период" (20 слайдов)
Культура в России XX века. Двадцатые годы" (20 слайдов)
Культура в России XX века. Оттепель. Застой. Перестройка" (20 слайдов)
Культура в России XX века. Серебряный век" (20 слайдов)
Культура в России XX века. Сталинский период" (20 слайдов)
Ренессанс и Реформация (100 слайдов)
Славянские образы с древности до наших дней  (20 слайдов)
Всемирная история (5 шт.)
Движение декабристов (6 шт.)
Избирательное право
История Древнего мира. 5 класс (5 шт.)
История России  (9 шт.)
История России 6 класс (5 шт.)
История России 7 класс (9 шт.)
История России 8 класс  (6 шт.)
История России 9 класс  (9 шт.)
История Средних веков. 6 класс  (6 шт.)
Конституционное право
Новая история. 7 класс  (6 шт.)
Новая история. 8 класс (6 шт.)
Новейшая история. 9 класс (6 шт.)
Обществознание  8-9 класс  (7 шт.)
Обществознание 10-11 класс (11 шт.)
Политические течения XVIII-XIX вв. (8 шт.)
Портреты историков (комплект)
Развитие России в XVII-XVIII вв. (8 шт.)
Развитие Российского государства в XV-XVI веках (6 шт.)
Россия, дом Романовых ( таблица, 70*100 винил)
Становление Российского государства (8 шт.)
Стенд "Оформление кабинета истории" ( 4 кармана)
Теория права
Факторы формирования Российской цивилизации (6 шт.)
Цивилизационные альтернативы в истории России (10  шт.)

Источник: https://infourok.ru


Галерея

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.