КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Кабинетная система в образовательном процессе. Оборудование кабинета иностранного языка
При обучении иностранному языку в школе главной целью является неподготовленная устная речь. Школьников нужно научить использовать усвоенный языковой материал для выражения своих мыслей в соответствии с речевой ситуацией. В методике обучения устной речи значительное место занимает проблема отбора и организации языкового материала, в этом смысле исключительно велика роль дидактических средств урока. Дидактические средства специфичны для каждого предмета, что и послужило в свое время одной из главных причин развития кабинетной системы. Учебный кабинет – это сложная функциональная система, главное назначение которой состоит в рациональной организации учебно-воспитательного процесса по учебному предмету «иностранный язык» и в оптимизации урочной и внеурочной работы на всех стадиях их организации (Т. Ф. Горбунькова, Н. П. Грачёва). Современные кабинеты в школах, в том числе и кабинеты иностранных языков, оснащены разнообразным специальным оборудованием и различными дидактическими пособиями. Кабинет иностранного языка может быть оборудован специальной лингафонной аппаратурой. В этом случае он приобретает статус языковой лаборатории. Языковая лаборатория создаёт наиболее благоприятные условия для усвоения языкового и речевого материала, для развития соответствующих навыков и умений. Использование языковой лаборатории позволяет увеличить время устной практики для каждого ученика и повысить эффективность управления учебно-воспитательным процессом. В кабинете иностранного языка создаются хорошие условия для индивидуализации и
дифференциации обучения учащихся, обеспечивается высокая мотивация учения (преодоление личностно-психологического климата на уроке). Кабинет иностранного языка должен выполнять несколько функций.
Функции кабинета:
Функция развития мотивов и интереса у школьников по овладению иностранным языком.
Функция развития и совершенствования творчества, инициативы и трудовых навыков.
Функция формирования навыков и умений самостоятельной работы.
Функция привлечения школьников к общению на языке, использование кабинета как реальной возможности практического применения языка, как средства общения вне урока.
Функция совершенствования речевых навыков и умений.
Функция интернационального воспитания школьников средствами иностранного языка.
Функция привлечения учащихся к различным видам деятельности на языке (урочная, внеурочная, факультативная работа).
Оборудование и создание современного кабинета - задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее специальных знаний. Он требует много творческих сил и энергии учителя. На оформление кабинета оказывает влияние ряд факторов, среди которых: а) отношение учащихся к учебному предмету «иностранный язык»; б) опыт работы учителя; в) финансовые возможности школы; г) наличие в школе определённого раздаточного материала; д) традиции школы в оформлении кабинетов по другим предметам.
Требования к оборудованию современного кабинета иностранного языка приведены в «Методических материалах по оформлению и содержанию кабинетов образовательных учреждений». Создавая кабинет иностранного языка, учитель должен представлять себе и хорошо знать, что будет входить в оформление кабинета. Элементы оформления могут варьироваться. Основными элементами кабинета являются: 1) стенд, который изготовляется из фанеры, ДСП, доски, реек; 2) витрины; 3) шкафы для хранения грамматических таблиц и других учебных пособий; 4) классная доска (трёхсекционная); 5) экран; 6) шкаф для «орудий уборки»; 5) интерактивная доска; 7) место для хранения пластинок, диапозитивов, диафильмов, кассет, дисков; 8) учительский стол и средства управления ТСО на нём (рабочее место учителя); 9) рабочее место ученика.
Кроме перечисленного оборудования, кабинет иностранного языка должен быть оснащен:
- учебно-методическими комплектами и другими средствами обучения в соответствии с «Типовыми перечнями…» учебного оборудования по всем классам, темами устной речи и чтения». При наличии в школе двух и более кабинетов иностранного языка каждый из них оснащается полным комплектом учебно-наглядных пособий для организации качественного учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями программы;
- комплектом аппаратуры, необходимой для включения в учебный процесс учебно-наглядных пособий языковые лаборатории оснащаются лингафонным устройством аудиоактивного типа и комплектом учебно-наглядных пособий для организации самостоятельных видов работ учащихся с лингафонным оборудованием:
а) лингафонным практикумом;
б) аудиозаписями;
в) дидактическим материалом для работы в парах;
г) комплектом индивидуальных заданий;
д) комплектом учебно-методических пособий для учителя и учащихся, словарями и справочниками;
е) фондом самодельных пособий;
ж) картотеками, в том числе картотекой подготовки учителя к уроку, картотекой учебного оборудования и учебно-наглядных пособий, картотекой индивидуальных заданий для осуществления индивидуализации обучения, организации самостоятельной работы учащихся, контрольных работ и пр.;
з) инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий;
и) специальной оргтехникой для хранения, демонстрации и экспонирования экспозиционных материалов и учебно-наглядных пособий;
к) тщательно подобранным книжным фондом, включающим литературу для учащихся и учителя. Все пособия, учебное оборудование в кабинете иностранного языка должны быть систематизированы и храниться в соответствии с требованиями педагогической эргономики. [23] Исходя из официального перечня необходимого оборудования и наличия приборов в кабинете, составляется список недостающего оборудования, технических средств обучения и дидактических средств. Затем определяется очередность их приобретения с учетом финансовых возможностей школы и помощи шефствующей организации, хотя в последние годы таких организаций немного. Аналогичный план-перечень составляется и на изготовление самодельного оборудования, например, раздвижных штор, вращающихся досок и т.п. Процесс оформления кабинета и его внешний вид играет большую роль в эстетическом воспитании школьников. Особую роль в создании хорошо оснащенного предметного кабинета играет подбор и изготовление необходимого количества раздаточного дидактического материала, без которого трудно организовать эффективную индивидуальную работу с учениками. Собрать, систематизировать и размножить нужное количество материала (задач, вопросов, упражнений и примеров) учитель может в любой школе, особенно при наличии современной множительной техники. Для удобства пользования собранный материал систематизируют и составляют каталог. Карточки целесообразно пометить удобным для учителя шифром:
а) учебно-тренировочные
б) контрольные;
в) проблемные и т.д.
Карточки располагают по разделам и темам. При большом выборе дидактического материала учитель легко может подобрать оптимальные индивидуальные задания каждому ученику для самостоятельной работы на уроке.
Наличие в кабинете необходимых технических средств, диафильмов, плакатов, фильмов, пособий, первоисточников позволяет сделать урок динамичным и интересным. Например, на уроке иностранного языка школьники с увлечением работают с материалами о стране изучаемого языка.
В кабинетах рекомендуется иметь специальную предметную библиотечку, в которую обычно входят подписные издания по предмету, научно-популярная литература, учебники, справочники, хорошо оформленные доклады и рефераты учащихся и т.п. Такая библиотечка полезна как на уроке, так и на внеклассных занятиях, т.к. она помогает раздвинуть рамки урока, сделать учение более эффективным, самоподдерживающимся процессом.
Сейчас уже нельзя представить себе кабинет без современных технических средств обучения, которые в значительной мере расширяют возможности учителя. Так, с помощью интерактивной доски можно быстро проанализировать типичную ошибку, с помощью магнитофона можно ознакомить учащихся с особенностями устной речи страны изучаемого языка, видеозаписи позволяют наглядно ознакомиться с культурой, историей, особенностями быта обычаями иностранных государств. Подобная аппаратура, как свидетельствуют экспериментальные исследования, обеспечивает коллективную и индивидуальную работу с большой группой учащихся и контроль за каждым из них.
Благодаря наличию обратной связи возможна запись речи учащихся. Внедрение кабинетов иностранных языков в практику работы школ значительно изменило организацию занятий. При отсутствии аппаратуры в кабинетах возможно проведение на уроках работы трех видов: индивидуальной, фронтальной и парной, причем последняя имеет определенные недостатки.
При индивидуальной работе возможен настоящий контроль за речью учащегося, но неизбежна пассивность остальной части класса.
При двух других формах работы очень трудно обеспечить контроль за работой каждого ученика.
Использование на уроке современной аппаратуры обеспечивает большую самостоятельность учащихся, повышает роль индивидуальной работы и обеспечивает возможность практически постоянного контроля за работой каждого из учащихся. Все это реально увеличивает возможность личной активной речевой практики для каждого ученика, что, в свою очередь, позволяет в значительно большей степени связать такие способы работы, как показ, объяснения, с одной стороны, так и тренировку с другой.
Отсутствие хорошо оснащенных современным ТСО кабинетов иностранных языков долгое время не позволяло в достаточной мере учитывать индивидуальные способности учащихся, их рост в овладении разговорной речью на изучаемом языке. Современные технические средства позволяют давать отдельным учащимся индивидуальные дополнительные, более сложные упражнения, в то время как основная масса учащихся выполняет более простые.
Переход школ на кабинетную систему обучения иностранным языкам побудил разработчиков методики обучения иностранным языкам к созданию дополнительных заданий и упражнений как для отстающих, так и для более продвинутых учеников. Кабинет иностранного языка, оснащенный микрофонами и телефонами с пультом управления за столом учителя, позволяет преподавателю вести работу со всем классом одновременно и с каждым учеником в отдельности. Например, классу предлагается сделать сообщение по какой-либо теме. Все учащиеся надевают наушники и говорят в микрофон. Учитель подключается к любому из учеников и делает ему необходимые замечания, отмечая у себя в тетради ошибки, которые он допустил в своей речи, затем подключается к следующему ученику и т.д. Речь учеников в это время можно записать на аудиокассету. Такая форма работы является прекрасным способом обучения, т.к. ученики получают обильную практику в устной речи.
Наличие в школе кабинета иностранных языков, оборудованного современными техническими средствами, позволило поставить вопрос о новой форме занятий в школе - лабораторных занятиях.
Как известно, для формирования первичных умений и особенно навыков пользования определенным языковым материалом от учащегося требуется самостоятельное индивидуальное выполнение определенного ряда упражнений. При отсутствии технической оснащенности кабинета такие упражнения могут выполняться только применительно к письменной форме речи. Для выполнения ряда устных упражнений необходимо прослушивание звучащей речи. Наличие аппаратуры позволяет вынести выполнение некоторых упражнений за рамки занятий в классе. По мере внедрения современной техники в организацию школьных занятий стала разрешаться задача разработки лабораторных заданий, которые школьники могут выполнять самостоятельно в кабинете иностранных языков. Это привело к изменению содержания системы уроков, что позволило сократить число комбинированных речевых уроков и тем самым увеличить количество речевых уроков. Изменилось и само понятие «система уроков». Наличие лабораторных работ привело к созданию единой системы лабораторных занятий и занятий в классе.
Нельзя не отметить еще одной важной функции кабинета иностранных языков в школе - функции консультационного пункта по предмету. В кабинете в определенные дни и часы ученики имеют возможность подготовиться к уроку, прочитать имеющиеся книги, в журналах интересующие их статьи, выполнить лабораторные работы, получить у педагогов индивидуальные консультации и т.п. При правильной организации работы учителю не потребуется тратить на это много времени дополнительно. В эти часы он сам может подготовиться к урокам, проверить тетради, выполнить другую весьма разнообразную внеурочную работу. Школьники, пришедшие получить консультацию, получат ее или приготовят здесь же домашнее задание. Ребенку необходимо знать, что в любой момент он может получить нужную помощь и поддержку учителя. Опыт показывает, что в течение тех двух часов, пока открыт кабинет, учитель работает с детьми около 20- 30 минут. Затраченное время окупается тем, что возрастает эффективность индивидуальной работы, повышается качество знаний и, как следствие, успеваемость учащихся, учитель начинает глубже понимать своих учеников, успешнее проводится воспитательная работа в классе. Предметный кабинет становится центром самоподготовки к уроку.
В условиях кабинетной системы увеличиваются возможности для организации и проведения дидактических игр - соревнований с применением технических средств обучения, а также других форм внеурочной работы, что заметно расширяет и углубляет эффективность и действенность процесса обучения.
Интерьер кабинета иностранного языка
Проводимые в последние годы проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов, в том числе и кабинетов иностранных языков.
Обычно подходя к кабинету иностранного языка в любой школе и в любом городе можно заранее предположить, как он выглядит. Стена напротив окон либо вся заставлена шкафами, либо на ней изображены традиционные символы страны изучаемого языка: Эйфелева башня, Биг Бэн, скульптура воина с девочкой на руках из Трептов парка, в лучшем случае Кёльнский Собор. Другие стены пестрят яркими пятнами различных грамматических схем, латинского алфавита, страноведческих уголков, портретов, плакатов и т.д.
Учителя, как правило, сами делают ремонт в своих кабинетах, стремясь сделать их уютнее и красивее, с этой целью стены обклеиваются обоями, развешиваются занавески на окна, парты окрашиваются в светлые тона. При этом во внимание не принимается, что обилие репродукций и схем, перегруженных информацией, пестрота красок рассеивают внимание учащихся, отвлекают их от темы урока, забывается о самом предназначении кабинета. Вместе с тем, необходимо помнить, что кабинет иностранного языка прежде всего призван:
создать очаг европейской культуры;
приятную, психологически комфортную атмосферу, располагающую к общению, в которой ученики чувствуют себя в центре заботы, внимания;
образовательное пространство, отличающееся от других тем, что обучение здесь призвано проходить по правилам общения и приобщения к другой культуре.
Как создать такое образовательное пространство в обычной классной комнате? Учителя школ Нижнего Новгорода, обсудив эту проблему на семинаре «Переподготовка преподавателей иностранных языков общеобразовательных школ» при участии дизайнера Ж. Ледомской, пришли к выводу о том, что ощущение простора, свободы в кабинете можно создать благодаря верному цветовому решению при оформлении помещений. Например, использовать оттенки одного цвета для окраски потолка, пола, стен и столов, поскольку, как известно, сочетание светлых, часто чисто белых, стен с темными проемами окон и дверей передают особенности европейского дома.
В классной комнате можно использовать оттенки любого светлого тона: кремового, желтого, серого, голубого и т.п. Однако при этом должно быть соблюдено следующее условие: самым светлым оттенком покрасить потолок, например, белым цветом, а самым темным должен быть окрашен пол. Столы должны быть темнее потолка и стен, но светлее пола.
Если стены светлее столов, то они должны быть обязательно темнее потолка, причем при окраске стен можно использовать два оттенка: стене напротив окон придается оттенок чуть темнее, а стене с окнами - чуть светлее. Занавески на окнах должны быть однотонными и иметь тот же оттенок, что и стены.
Цветовому оформлению кабинета необходимо уделять достаточное внимание, т.к. известно, что человеческий организм реагирует на цвет. Желтый цвет - светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение. Фиолетовый и синий - цвета, вызывающие неуверенность, сумрачность. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают грусть, голубой же воспринимается как легкий, небесный цвет. Зеленый цвет успокаивает детей, вызывает желание помечтать и т.д.
По возможности следует избегать окрашивания классной доски в черный цвет, предпочтительней темно-зеленый или темно-синий цвет. На той стене, где висит доска, не следует создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
Оснащение и оборудование рабочего места учителя
Учитель - полноправный хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы. Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание иностранного языка при всем разнообразии вкусов учителей должно отвечать определенным требованиям не только к оснащению кабинета и организации рабочих мест учащихся, но и к рабочему месту учителя.
Важнейшим фактором в учебно-воспитательном процессе является то, как учитель обращается с детьми, насколько квалифицированно он преподает иностранный язык. Благоприятной психологической обстановки можно достичь, если сам учитель будет чувствовать себя в кабинете удобно не только физически, но и психологически. [32]
Наукой доказано, что для успешного протекания процесса педагогического труда необходимо определенное психофизиологическое состояние организма учителя, которое определяется единством внутренних психофизиологических условий и внешней среды, являющейся внешним фактором. Одним из важнейших факторов внешней среды в педагогической деятельности является рабочее место учителя. [18]
С физиологической точки зрения правильно организованное рабочее место учителя - это наилучшая возможность использовать свои физические данные в процессе труда без перенапряжения.
С психологической точки зрения хорошо организованное рабочее место - это один из факторов внешней среды, который создает удовлетворение в процессе труда, повышает настроение и работоспособность человека.
С педагогической точки зрения хорошо организованное рабочее место, при прочих равных условиях, является фактором воспитания и развития.
С точки зрения экономики труда оптимальная организация рабочего места обеспечивает эффективное использование не только рабочего времени, но также сил и средств.
В реальной действительности все эти точки зрения взаимосвязаны. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что если рабочее место учителя четко организовано, если оно органично вписалось в систему его работы или конкретный процесс деятельности, то его трудовые функции реализуются наилучшим образом, более успешно идет процесс самосовершенствования педагога, формирование таких ценных качеств и черт его личности, как экономичность, бережливость, аккуратность, четкость, точность и др.
Наоборот, если рабочее место учителя организовано плохо, то это сдерживает, тормозит процесс труда, вызывает неудовлетворение, снижает настроение, работоспособность, раньше времени вызывает усталость и т.п.
Рабочее место учителя - это зона, где протекает основная часть процесса его труда. В понятие «рабочее место» входит не только рабочая площадь, но и ее планировка, оборудование, оснащение, оформление и др. Удобство, привлекательность и экономичность - вот основные критерии, предъявляемые к рабочему месту учителя. [3]
Для наиболее рационального размещения всех предметов и средств труда на рабочем месте существуют определенные правила. Применительно к труду учителя они могут быть сформулированы следующим образом:
1. каждый элемент на рабочем месте должен иметь свое определенное место;
2. все наиболее необходимые предметы и средства труда должны быть сосредоточены на столе, в столе или около стола - в зоне наилучшей досягаемости;
3. каждый предмет или средство труда должны иметь постоянное место, все мелкие предметы имеет смысл сгруппировать;
4. на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы не тратить время на поиски нужного;
5. все, что берется руками особенно часто и необходимо для процесса труда, должно быть в зоне досягаемости рукой и удобно расположено. Справа размещается то, что берется правой рукой, слева - то, что берется левой.
Как сам педагогический труд, так и рабочее место учителя должны непрерывно и планомерно совершенствоваться.
1.4. Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма.
Учитель должен знать гигиенические требования, предъявляемые к размерам, воздушной среде, освещению и отоплению кабинета, школьной мебели, а также правила размещения учащихся в кабинете. [15]
В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами столов и стенами. При этом должны выдерживаться следующие расстояния:
от наружной стены до первого ряда столов - не менее 0,5 м;
от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;
от задней стены до последних столов - 0,65 м;
от классной доски до первых столов - 2 м;
от классной доски до последнего стола - не более 8 м;
между рядами - 0,6 м.
Микроклимат кабинета обусловливается физическими свойствами и химическим составом воздуха. Полноценной в гигиеническом отношении среда кабинета считается, когда температура воздуха составляет 18-20 градусов для средних широт, 21-22 градуса для северных, 17 градусов для южных широт с перепадами ее по горизонтали и вертикали не более 2-3 градусов; относительной влажностью 30-60%, скоростью движения воздуха 0,2-0,4 м/сек, содержанием кислорода 21%, углекислого газа 0,004% в городских и 0,003 в загородных школах.
Учебный процесс связан не только с умственным трудом, но и со значительной статической нагрузкой на мышцы, удерживающие тело ученика в определенном положении. Длительно сохраняемая постоянная поза оказывает существенное влияние на формирование осанки ребенка, затрудняет работу центральной нервной системы, сердечно - сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, слухового и зрительного анализаторов. Поэтому весьма важным является правильный подбор мебели соответственно росту ученика. [32]
Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача или медицинской сестры после измерения роста учащихся в обуви в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Школьники с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. Дети, склонные к простудным заболеваниям, страдающие ревматическими заболеваниями должны сидеть за партами, стоящими возможно дальше от окна.
Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствии номера парты их росту.
Естественное освещение кабинета считается достаточным, если коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% для средней полосы России. [15]
Основной поток света должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Световые проемы в стене, на которой расположена доска, не допускаются, чтобы свет не слепил глаза. Желательно оборудовать окна кабинета солнцезащитными устройствами типа жалюзи либо тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России на первые два урока первой смены необходимо включать искусственное освещение.
Классная доска должна освещаться двумя лампами, находящиеся над доской, которые устанавливаются параллельно ей. Лампы должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
В кабинете должен помимо всего соблюдаться воздушно-тепловой режим. Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в кабинете должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебный кабинет должен проветриваться во время перемен. При температуре наружного воздуха более +10 градусов целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами должен строго дозироваться. Длительность непрерывного применения АВ ТСО в учебном процессе устанавливается согласно таблице.
Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей посредством кабинета иностранного языка
Образование сегодня становится фундаментальным условием и одновременно средством безопасности и развития всех других сфер социума. Проблема подготовки кадров особенно актуальна во времена перемен, когда пересматриваются сложившиеся нормы, принципы, устои, структуры, системы и т. д. На протяжении последних десяти лет идёт коренная перестройка системы образования в России, охватывающая все уровни: дошкольный, школьный, вузовский, послевузовский. Это в первую очередь относится к образовательной сфере, потому что именно здесь готовят специалистов для всех социальных областей.
Готовность к педагогической деятельности является, на наш взгляд, составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на свою профессию, мировоззренческую зрелость, установку на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании авторской технологии обучения и воспитания детей.
Выделяются следующие структурные элементы готовности будущего учителя иностранного языка (ИЯ):
сформированная система научных знаний, умений, навыков (ЗУН);
сформированные знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
сформированности личности учителя, его профессионально – педагогическая направленность.
Важное место в системе формирования профессиональной готовности студентов занимает методическая подготовка. Она является тем элементом, в котором интегрируются мировоззренческая, психологическая, педагогическая и специальная подготовки.
Студенты – практиканты испытывают при планировании и проведении учебно-воспитательного процесса значительные трудности. У студентов, выходящих на практику, явно недостаточно опыта использования разнообразных приёмов работы с обучаемыми, мало интересных упражнений, и это отрицательно сказывается на результатах обучения.
В ряде специальных исследований особо подчёркивается мысль о необходимости развития познавательной активности и самостоятельности будущих учителей, выработки потребности и готовности к непрерывному самообразованию. Общая тенденция современного обучения в вузе предполагает увеличение времени на самостоятельную методическую подготовку.
Профессиональное становление возможно только при осознанной, самопроизвольной активности субъекта. Для построения собственного вектора деятельности в освоении профессии необходимо развить способность к рефлексивному мышлению. Именно эта способность позволяет будущему учителю преодолеть издержки предметного преподавания в вузе, создать в своём сознании субъективную целостную картину педагогической деятельности, построить собственный образ «Я» в профессии.
Успешное формирование профессиональной готовности к будущей работе во многом зависит от качества семинарско-практических занятий, цель которых заключается, как известно, не только в обсуждении теоретических положений, но и в формировании определённого набора профессионально значимых умений, а также вооружение студентов приёмами самостоятельной, близкой к исследовательской деятельности.
Имея вполне достаточный запас знаний по предмету, студенты не всегда могут применить его на практике, поскольку не обладают необходимыми профессионально – педагогическими умениями. Именно формирование определённого набора умений на основе овладения знаниями методической теории обучения иностранному языку должно являться ведущей целью семинарско-практических занятий по методике.
На таких занятиях возможно формировать лишь самые основные, принципиально важные с точки зрения профессианольной готовности будущего учителя умения: анализ заданных преподавателем условий обучения, характерных для воображаемой группы учащихся; анализ учебного материала; формулирование задач фрагмента и всего урока в целом с учётом заданных условий обучения; планирование деятельности учителя и учащихся в соответствии с задачами и условиями обучения.
Почти каждое из этих умений – по сути дела, заданный, спроектированный результат. В этой связи возникает вопрос: каковы составляющие процесса формирования методических умений будущего учителя? В работах А. Н. Мозгового были определены действия, отражающие методическую деятельность учителя ИЯ и выделены семь действий – вариантов (основных и сопутствующих): целеполагание, выбор, дозировка, выстраивание, реализация, контроль, коррекция. Два последних могут выступать как самостоятельные действия, так и действия, сопутствующие любому другому.
Предлагаемая статья представляет собой попытку раскрыть некоторые дополнительные резервы, обеспечивающие повышение уровня профессиональной готовности будущих учителей ИЯ именно за счёт современного программного обеспечения, включенного в педагогический процесс.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. В последнее время всё чаще появляются публикации, подтверждающие это. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов и дисциплин. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.
Молодые специалисты, на наш взгляд, слабо используют возможности современных компьютерных технологий в организации и проведении занятий по иностранному языку в средней школе. Недостаточную готовность учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников следует обозначить как один из минусов существующей системы высшего педагогического образования.
В этой статье представлен опыт работы с программой создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office на семинарско-практических занятиях по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам».
В этой работе используется принцип интеграции в организации самостоятельной работы по курсу теории и методики обучения иностранным языкам. В рамках курса студенты выполняют самостоятельные задания, в частности по разработке фрагментов урока, которые посвящены ознакомлению с языковым материалом, формированию речевых умений, различным формам и приёмам контроля и т.п. При разработке части уроков студентам было предложено использовать возможности современных информационных технологий, в том числе программы создания презентаций Power Point, и обосновать с точки зрения психологии и методики целесообразность организации процесса обучения с использованием тех или иных приёмов. Таким образом, предполагалось, что студенты при подготовке к семинарско-практическим занятиям реализуют знания, умения и навыки по информатике, методике, психологии и языку интегративно. Организация данного вида самостоятельной работы осуществлялась с использованием приёма «малых групп».
В качестве одного из заданий было предложено разработать фрагмент урока, посвящённый актуализации звукобуквенных соответствий и формированию орфографических навыков. Вот один из проектов.
На классную доску проецируется презентация, выполненная студентами в Power Point. Далее школьникам предлагается последовательный ряд картинок, с задержкой по времени предъявления, с тем чтобы дать им возможность записать в тетрадь соответствующую букву.
После того как были предъявлены картинки на все буквы алфавита, в том же порядке учащимся демонстрируется правильно выполненное задание. Учитель вместе с классом обсуждает правильность выполнения задания, школьники исправляют ошибки.
Школьникам предлагается следующее задание: Школьникам, аналогично первому случаю, предъявлялись картинки, а затем демонстрировалось правильно выполненное задание и проводился анализ ошибок.
Мы считаем, что цель такой организации самостоятельной работы – это актуализация теоретических знаний по методике преподавания ИЯ и по использованию компьютерных технологий; а также применение интегративных фрагментов урока ИЯ с использованием Power Point и тем самым внесение определённого вклада в методическую «копилку».
Истчоник: https://infourok.ru
СОВРЕМЕННЫЙ КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Галерея
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.