Спецификация КИМ для проведения в 2021 году ОГЭ по физике

Спецификация КИМ для проведения в 2021 году ОГЭ по физике
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Купить набор для выполнения экспериментальных заданий ОГЭ по физике




Содержание статьи:
1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ
2. Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ
3. Подходы к выбору структуры и содержания КИМ ОГЭ
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
5. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
6. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
7. Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности
8. Продолжительность ОГЭ по физике
9. Дополнительные материалы и оборудование
10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
11. Условия проведения работы (требования к специалистам)
12. Изменения в КИМ 2021 года по сравнению с 2020 годом
13. Приложение 1. Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ 2021 года по ФИЗИКЕ
14. Приложение 2. Перечень комплектов оборудования
15. Приложение 3. ИНСТРУКЦИЯ по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики

Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена (ОГЭ)

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2021 году основного государственного экзамена
по ФИЗИКЕ

подготовлена Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»



Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2021 году основного государственного экзамена
по ФИЗИКЕ

1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ

      Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ

      Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
      В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),

3. Подходы к выбору структуры и содержания КИМ ОГЭ

      В КИМ представлены задания, проверяющие следующие группы предметных результатов:
      - освоение понятийного аппарата курса физики основной школы и умения применять изученные понятия, модели, величины и законы для анализа физических явлений и процессов;
      - овладение методологическими умениями (проводить измерения, исследования и ставить опыты)
      - понимание принципов действия технических устройств;
      - умение по работе с текстами физического содержания;
      - умение решать расчётные задачи и применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов.
      Группа из 14 заданий базового и повышенного уровней сложности проверяет освоение понятийного аппарата курса физики. Ключевыми в этом блоке являются задания на распознавание физических явлений как в ситуациях жизненного характера, так и на основе описания опытов, демонстрирующих протекание различных явлений. Кроме того, здесь проверяются простые умения по распознаванию физических понятий, величин и формул и более сложные умения по анализу различных процессов с использованием формул и законов.
     Группа из трёх заданий проверяет овладение методологическими умениями. Здесь предлагаются как теоретические задания на снятие показаний измерительных приборов и анализ результатов опытов по их описанию, так и экспериментальное задание на реальном оборудовании на проведение косвенных измерений или исследование зависимостей физических величин.
     В каждый вариант включено задание, проверяющее понимание принципа действия различных технических устройств или на знание вклада учёных в развитие физики, и два задания, оценивающих работу с текстами физического содержания. При этом проверяются умения интерпретации текстовой информации и её использования при решении учебно-практических задач. Работа с информацией физического содержания проверяется и опосредованно через использование в текстах заданий других блоков различных способов представления информации: текста, графиков, таблиц, схем, рисунков.
     Блок из пяти заданий посвящён оценке умения решать качественные и расчётные задачи по физике. Здесь предлагаются несложные качественные вопросы, сконструированные на базе учебной ситуации или контекста «жизненной ситуации», а также расчётные задачи повышенного и высокого уровней сложности по трём основным разделам курса физики. Две расчётные задачи имеют комбинированный характер и требуют использования законов и формул из двух разных тем или разделов курса.
Содержание заданий охватывает все разделы курса физики основной школы, при этом отбор содержательных элементов осуществляется с учётом их значимости в общеобразовательной подготовке экзаменуемых.
      В работу включены задания трёх уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
      Задания базового уровня разрабатываются для оценки овладения наиболее важными предметными результатами и конструируются на наиболее значимых элементах содержания. Использование в работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности экзаменуемого к продолжению обучения в классах с углублённым изучением физики.
      Объективность проверки заданий с развёрнутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания, участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу, возможностью назначения третьего эксперта и наличием процедуры апелляции.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

      Экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ по физике строится, исходя из единой концепции оценки учебных достижений экзаменуемых по учебному предмету «Физика». Единые подходы обеспечиваются прежде всего проверкой всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности. При этом используются сходные модели заданий для оценки сформированности одинаковых видов деятельности. При отборе моделей заданий учитываются различия в уровнях формирования отдельных умений в рамках курсов физики основной и средней школы.
      Можно отметить два значимых отличия экзаменационной модели ОГЭ от КИМ ЕГЭ. Так, технологические особенности проведения ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно. Проведение ОГЭ не содержит таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании. Кроме того, в экзаменационной модели ОГЭ более широко представлен блок по проверке приёмов работы с разнообразной информацией физического содержания.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ

      Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работе используются задания с кратким ответом и развёрнутым ответом.
      В заданиях 3 и 15 необходимо выбрать одно верное утверждение из четырёх предложенных и записать ответ в виде одной цифры. К заданиям 5- 10 необходимо привести ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Задания 1, 2, 11, 12 и 18 - задания на соответствие, в которых необходимо установить соответствие между двумя группами объектов или процессов на основании выявленных причинно-следственных связей. В заданиях 13, 14, 16 и 19 на множественный выбор нужно выбрать два верных утверждения из пяти предложенных. В задании 4 необходимо дополнить текст словами (словосочетаниями) из предложенного списка. В заданиях с развёрнутым ответом (17, 20-25) необходимо представить решение задачи или дать ответ в виде объяснения с опорой на изученные явления или законы. В таблице 1 приведено распределение заданий в работе с учётом их типов.

Таблица 1
Типы заданий, использующихся в работе

Типы заданий

Коли­чество заданий

Макси­мальный первич­ный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального первичного балла за всю работу, равного 45

С кратким ответом в виде одной цифры

2

2

5

С кратким ответом в виде числа

6

6

13

С кратким ответом в виде набора цифр (на соответствие и множественный выбор)

10

19

42

С развёрнутым ответом

7

18

40

Итого

25

45

100


6. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

      Каждый вариант содержит пять групп заданий, направленных на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса физики. В таблице 2 приведено распределение заданий по блокам проверяемых умений.


Таблица 2 
Распределение заданий по блокам проверяемых умений

Проверяемые умения

Количество заданий

Владение понятийным аппаратом курса физики:

распознавание явлений, вычисление значения величин, использование законов и формул для анализа явлений и процессов

14

Методологические умения (проведение измерений и опытов)

3

Понимание принципов действия технических устройств, вклада учёных в развитии науки

1

Работа с текстом физического содержания

2

Решение расчётных и качественных задач

5

Итого

25


В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления и квантовые явления. Общее количество заданий в работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. В таблице 3 дано распределение заданий по разделам.

Таблица 3 
Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса физики

Раздел курса физики, включённый в работу

Количество заданий

Вся работа

Механические явления

9-14

Тепловые явления

4-10

Электромагнитные явления

7-14

Квантовые явления

1-4

Итого

25


Экспериментальное задание 17 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин', плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жёсткости пружины; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;
2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных', о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; о зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

7. Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности

      В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. В таблице 4 представлено распределение заданий по уровню сложности.

Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Коли­чество заданий

Макси­мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 45

Базовый

15

21

47

Повышенный

7

15

33

Высокий

3

9

20

Итого

25

45

100


8. Продолжительность ОГЭ по физике

      На выполнение всей работы отводится 180 минут.
      Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:
      1) для каждого задания с кратким ответом - 3-5 минут;
      2) для каждого задания с развёрнутым ответом - от 10 до 20 минут.


9. Дополнительные материалы и оборудование

      Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. Участникам экзамена разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором (для каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейкой. Для выполнения экспериментальных заданий используются наборы оборудования (полный перечень материалов и оборудования приведён в Приложении 2).


10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

      Задания 3, 5-10 и 15 с кратким ответом в виде числа или одной цифры считаются выполненными, если записанное в ответе число или цифра совпадает с верным ответом. Ответ на каждое из таких заданий оценивается 1 баллом.
      Ответ на задание 2 с кратким ответом в виде последовательности цифр оценивается 1 баллом, если верно указаны оба элемента ответа, и 0 баллов, если допущены одна или две ошибки.
      Ответы на задания с кратким ответом 1, 4, 11-14, 16, 18 и 19 оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в одном из элементов ответа, и 0 баллов, если в ответе допущено более одной ошибки. Если количество элементов в ответе больше количества элементов в эталоне или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
      Выполнение заданий с развёрнутым ответом 17, 20-25 оценивается двумя экспертами с учётом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение заданий с развёрнутым ответом 20, 21 и 22 составляет 2 балла, за выполнение заданий 17, 23-25 составляет 3 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. В варианте перед каждым типом заданий предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
      Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий КИМ - 45.
      В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52953)
      Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
      Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
      Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
      Существенным считается расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 17, 21-25, в 2 или более балла. Третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
      На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.


11. Условия проведения работы (требования к специалистам)

      Экзамен проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы.
      На экзамене в каждой аудитории присутствует специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы экзаменуемых с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 3.
      Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментального задания (задание 17) формируются заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в пункты проведения за один-два дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене. Критерии проверки выполнения экспериментального задания требуют использования в рамках ОГЭ стандартизированного лабораторного оборудования. Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Состав этих наборов/комплектов отвечает требованиям надёжности и требованиям к конструированию экспериментальных заданий банка экзаменационных заданий ОГЭ. Номера и описание оборудования, входящего в комплекты, приведены в Приложении 2.
      При отсутствии в пунктах проведения экзамена каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками. В целях обеспечения объективного оценивания выполнения экспериментального задания участниками ОГЭ в случае замены оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо довести до сведения экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку выполнения заданий, описание характеристик реально используемого на экзамене оборудования.


12. Изменения в КИМ 2021 года по сравнению с 2020 годом

      В 2021 г. внесены отдельные изменения в структуру экзаменационной работы.
      К тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор. Увеличилось число заданий с развёрнутым ответом: добавлена ещё одна качественная задача. В 2021 г. задания 21 будут построены на контексте учебных ситуаций, преимущественно на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов, а задания 22 - на практике- ориентированном контексте.
       Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трёх прямых измерений с записью абсолютной погрешности.
       Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 43 до 45 баллов.

Приложение 1

Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ 2021 года
по ФИЗИКЕ

Уровни сложности заданий: Б - базовый, П- повышенный, В - высокий.

№ зада­ния

Предметный результат

Коды прове­ряемых элементов содер­жания

Коды прове­ряемых требований к уровню подготовки выпуск­ников

Уровень сложности

Макс, балл за задание

Пример­ное время выпол­нения задания (мин.)

 

Использование понятийного аппарата курса физики

 

1

Правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения

1-4

1.1-1.3

Б

2

2

2

Различать словесную формулировку и математическое выражение закона, формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами

1-4

1.2, 1.3

Б

1

2

3

Распознавать проявление изученных физических явлений, выделяя их существенные свойства/признаки

1-4

1.4

Б

1

2

4

Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления

1-4

1.4

Б

2

8

5

Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул

1

1.2, 1.3

Б

1

4

б

Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул

1

1.2, 1.3

Б

1

4

7

Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул

2

1.2, 1.3

Б

1

4

8

Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул

3

1.2, 1.3

Б

1

4

9

Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул

3

1.2, 1.3

Б

1

4

10

Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул

4

1.2, 1.3

Б

1

4

11

Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов

1, 2

1.4

Б

2

5

12

Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов

3, 4

1.4

Б

2

5

13

Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы: (анализ графиков, таблиц и схем)

1-4

1.4

П

2

5

14

Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем)

1-4

1.4

П

2

5

 

Методологические умения

 

15

Проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений

1-3

2.4

Б

1

2

16

Анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания: делать выводы на основе описания исследования, интерпретировать результаты наблюдений и опытов

1-4

2.3

П

2

5

17

Проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей                 между величинами (экспериментальное задание на реальном оборудовании)

1, 3

2

в

3

30

Понимание принципа действия технических устройств

 

18

Различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств. Приводить примеры вклада российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий

1-4

5.1

Б

2

3

 

Работа с текстами физического содержания

 

19

Интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую

1-4

4

Б

2

б

20

Применять информацию из текста при решении учебно­познавательных и учебно­практических задач.

1-4

4

П

2

10

 

Решение задач

 

21

Объяснять физические процессы и свойства тел

1-3

1.4

П

2

8

22

Объяснять физические процессы и свойства тел

1-3

1.4

П

2

8

23

Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины

1-3

3

П

3

10

24

Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача)

1, 2

3

В

3

20

25

Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача)

1-3

3

В

3

20

Всего заданий - 25; из них

по типу: с кратким ответом - 18; с развёрнутым ответом - 7; по уровню сложности: Б - 15; П - 7; В - 3.

Максимальный первичный балл за работу - 45.

Общее время выполнения работы - 180 мин.


Приложение 2

Перечень комплектов оборудования

      Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментального задания составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике.
      Особенность комплектов состоит в том, что один комплект предназначен для выполнения целой серии экспериментальных заданий. Поэтому для одного конкретного задания комплекты избыточны по сравнению с номенклатурой оборудования, необходимого для его выполнения.
      Задания 17 для КИМ ОГЭ 2021 г. разрабатываются только на базе комплектов оборудования № 1, № 2, № 3, № 4 и № 6. (Задания с использованием комплектов № 5 и № 7 будут вводиться в КИМ ОГЭ в последующие годы.)

      Внимание! В материалах для экспертов примеры возможных ответов на экспериментальные задания приведены в соответствии с рекомендуемыми характеристиками оборудования, указанными в описании комплектов. При использовании элементов оборудования с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в перечень комплектов перед проведением экзамена и довести информацию о внесённых изменениях до сведения экспертов, проверяющих задания с развёрнутым ответом.

Комплект № 1

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• весы электронные

предел измерения не менее 200 г

• измерительный цилиндр (мензурка)

предел измерения 250 мл (С = 2 мл)

• стакан

 

• динамометр № 1

предел измерения 1 Н (С = 0,02 Н)

• динамометр № 2

предел измерения 5 Н (С = 0,1 Н)

• поваренная соль, палочка для перемешивания

 

• цилиндр стальной; обозначить № 1

Г= (25,0 ± 0,3) см3, т = (195 ± 2) г

• цилиндр алюминиевый; обозначить № 2

Г= (25,0 ± 0,7) см3, т = (70 ± 2) г

• пластиковый цилиндр; обозначить № 3

V = (56,0 ± 1,8) см3, т = (66 ± 2) г, имеет шкалу вдоль образующей с ценой деления 1 мм, длина не менее 80 мм

• цилиндр алюминиевый; обозначить № 4

Г= (34,0 ± 0,7) см3, т = (95 ± 2) г


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 1 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение средней плотности вещества (цилиндры №№ 1-4); архимедовой силы (цилиндры № 2, № 3 и № 4);
- исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела (цилиндр № 3) и от плотности жидкости, независимости выталкивающей силы от массы тела (цилиндры № 1 и № 2).

Комплект № 2

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• штатив лабораторный с держателями

 

• динамометр 1

предел измерения 1 Н (С = 0,02 Н)

• динамометр 2

предел измерения 5 Н (С = 0,1 Н)

• пружина 1 на планшете

с миллиметровой шкалой

жёсткость (50 ± 2) Н/м

• пружина 2 на планшете

с миллиметровой шкалой

жёсткость (10 ± 2) Н/м

• три груза, обозначить № 1, № 2 и № 3

массой по (100 ± 2) г каждый

• наборный груз или набор грузов, обозначить № 4, № 5 и № 6

наборный груз, позволяющий устанавливать массу грузов: № 4 массой (60 ± 1) г, № 5 массой (70 ± 1) г и № 6 массой (80 ± 1) или набор отдельных грузов

• линейка и транспортир

длина 300 мм, с миллиметровыми делениями

• брусок с крючком и нитью

масса бруска т = (50 ± 5) г

• направляющая длиной не менее 500 мм. Должны быть обеспечены разные коэффициенты трения бруска по направляющей, обозначить «А» и «Б»

поверхность «А» - приблизительно 0,2; поверхность «Б» - приблизительно 0,6


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 2 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение жёсткости пружины, коэффициента трения скольжения, работы силы трения, силы упругости;
- исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Комплект № 3

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• источник                     питания

постоянного тока

выпрямитель с входным напряжением 36-J-42 В или батарейный блок 1,5з-7,5 В с возможностью регулировки выходного напряжения

• вольтметр двухпредельный

предел измерения 3 В, С = 0,1 В; предел измерения 6 В, С = 0,2 В

• амперметр двухпредельный

предел измерения 3 А, С = 0,1 А; предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А

• резистор, обозначить А1

сопротивление (4,7 ± 0,5) Ом

• резистор, обозначить R2

сопротивление (5,7 ± 0,6) Ом

• резистор, обозначить R3

сопротивление (8,2 ± 0,8) Ом

• набор                  проволочных

резисторов plS

резисторы обеспечивают проведение исследования зависимости сопротивления от длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления проводника

• лампочка

номинальное напряжение 4,8 В, сила тока

0,5 А

• переменный               резистор

(реостат)

сопротивление 10 Ом

• соединительные провода, 10 шт.

 

• ключ

 


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 3 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение электрического сопротивления резистора, мощности электрического тока, работы электрического тока;
- исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике (резисторы, лампочка), от напряжения на концах проводника; зависимости сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и удельного сопротивления;
- проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; правила для силы электрического тока при параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка).

Комплект № 4

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• источник питания постоянного тока

выпрямитель с входным напряжением 36э-42 В или                       батарейный блок

1,54-7,5 В с возможностью регулировки выходного напряжения

• собирающая линза 1

фокусное расстояние F] = (100 ± 10) мм

• собирающая линза 2

фокусное расстояние F2 = (50 ± 5) мм

• рассеивающая линза 3

фокусное расстояние F3 = - (75 ± 5) мм

• линейка

длина 300 мм, с миллиметровыми делениями

• экран

 

• направляющая

(оптическая скамья)

• слайд «Модель предмета»

 

• осветитель

обеспечивает опыты с линзами и возможность получения узкого пучка для опыта с полуцилиндром

• полуцилиндр

диаметр (50      ± 5) мм, показатель

преломления примерно 1,5

• планшет на плотном листе

с круговым транспортиром

на планшете обозначено место для полуцилиндра


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 4 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение оптической силы собирающей линзы, фокусного расстояния собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета и изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя преломления стекла;
- исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы; изменения фокусного расстояния двух сложенных линз; зависимости угла преломления от угла падения на границе воздух - стекло.

Комплект № 5

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• секундомер                   электронный

с датчиками

 

• направляющая со шкалой

обеспечивает установку датчиков положения и установку пружины маятника

• брусок деревянный с пусковым магнитом

масса бруска (50 ± 2) г

(одна из поверхностей бруска имеет отличный от других коэффициент трения скольжения)

• штатив с             креплением для

наклонной плоскости

 

• транспортир

 

• нитяной маятник с грузом с          пусковым          магнитом

и с возможностью изменения длины нити

длина нити не менее 50 см, используется бифилярный подвес

•     4 груза

массой по (100 ± 2) г каждый

• пружина 1

жёсткость (50 ± 2) Н/м

• пружина 2

жёсткость (20 ± 2) Н/м

• мерная лента

 


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 5 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение средней скорости движения бруска по наклонной плоскости; ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и периода колебаний математического маятника; частоты и периода колебаний пружинного маятника (с электронным секундомером);
- исследование зависимости ускорения бруска от угла наклона направляющей; периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины, независимости периода колебаний нитяного маятника от массы груза.

Комплект № 6

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• штатив лабораторный с держателями

 

• рычаг

длина не менее 40 см, с креплениями для грузов

• блок подвижный

 

• блок неподвижный

 

• нить

 

• три груза

массой по (100±2) г каждый

• динамометр

предел измерения 5 Н (С = 0,1 Н)

• линейка

длина 300 мм, с миллиметровыми делениями

• транспортир

 


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 6 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока;
- проверка условия равновесия рычага.

Комплект № 7

элементы оборудования

рекомендуемые характеристики

• калориметр

 

• термометр

 

• весы электронные

 

• измерительный цилиндр (мензурка)

предел измерения 250 мл (С = 1 мл)

• цилиндр стальной на нити; обозначить № 1

V= (25,0 ±0,1) см3, да = (189 ±2) г

• цилиндр алюминиевый на нити; обозначить № 2

V = (25,0 ± 0,1) см3, да = (68 ± 2) г

Оборудование для использования специалистом по физике:

 

• чайник с термостатом (один на аудиторию)

устанавливается температура 70 °C

• термометр (один на аудиторию)

 

• графин с водой комнатной температуры (один на аудиторию)

 


Рекомендуемые характеристики элементов оборудования комплекта № 7 должны обеспечивать выполнение следующих опытов:
- измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной массы; в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты, отданного нагретым цилиндром после опускания его в воду комнатной температуры;
- исследование изменения температуры воды при различных условиях.

Приложение 3

ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности труда для учащихся
при проведении экзамена в кабинете физики

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Перед выполнением работы внимательно изучите её содержание и порядок выполнения.
  5. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
  6. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.
  7. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
  8. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.
  9. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
  10. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
  11. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
  12. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
  13. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.