Переход к части: | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 |
| 9 | | 10 | | 11 | | 12 | | 13 | | 14 | | 15 | | 16 |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2021 г. N 2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ
САНПИН 1.2.3685-21 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ"
VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
172. Нормативы площадей помещений представлены в таблице 6.1. Требования к нормативам площадей предъявляются при наличии в организации данных видов (типов) помещений.
173. Раздевальная (прихожая) должны быть:
-
в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда;
-
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
174. Комната воспитателя должна быть:
-
в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда;
-
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
-
организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием.
175. Изолятор (помещение для временной изоляции заболевших) должен быть в организациях с круглосуточным пребыванием.
176. Площадь учебных помещений указана без учета площади, необходимой для дополнительного оборудования и (или) мебели для хранения оборудования и (или) учебных пособий.
177. Количество и площадь спортивных залов рассчитывается в зависимости от необходимой одномоментной пропускной способности и спортивной спецификации.
178. Количество комнат гигиены девочек (девушек) должно быть не менее 1 комнаты на 70 человек.
179. Количество помещений для стирки, сушки вещей, глажения и чистки одежды должно быть не менее 1 помещения на жилую секцию и (или) этаж.
180. Площадь туалетов указана для туалетов, размещенных в жилых ячейках и (или) на одном этаже.
Нормативы площадей помещений
Таблица 6.1
Помещения, возраст |
Норматив, не менее |
|||
1 |
2 |
|||
Организации для детей до 7 лет |
||||
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий |
до 3-х лет |
2,5 м2/чел. |
||
3 - 7 лет |
2,0 м2/чел. |
|||
Помещение для приема и (или) приготовления пищи |
дошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда |
0,7 м2/посадочное место |
||
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при поквартирном проживании |
1,5 м2/посадочное место |
|||
Спальная (место для сна) |
до 3-х лет |
1,8 м2/чел. |
||
3 - 7 лет |
2,0 м2/чел. |
|||
Раздевальная в групповой ячейке |
в группах менее 10 чел. |
1,0 м2/чел. (минимальная площадь помещения 6,0 м2) |
||
в группах более 10 чел. |
18,0 м2 |
|||
Раздевальная (прихожая) |
1,2 м2/чел. (минимальная площадь помещения 6,0 м2) |
|||
Буфетная |
3,0 м2 |
|||
Туалетная |
до 3-х лет |
0,6 м2/чел. |
||
3 - 7 лет |
0,8 м2/чел. |
|||
Туалетная и душевая или ванная комната |
0,8 м2/ чел. |
|||
Музыкальный зал при проектной мощности организации от 120 до 250 детей |
50,0 м2 |
|||
Музыкальный зал при проектной мощности организации от 250 детей |
100,0 м2 |
|||
Физкультурный зал или объединенный физкультурный и музыкальный зал при проектной мощности организации менее 250 детей |
75,0 м2 |
|||
Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми |
10,0 м2 |
|||
Комната воспитателя |
6,0 м2/ чел. |
|||
Медицинский кабинет |
12,0 м2 |
|||
Процедурный кабинет |
8,0 м2 |
|||
Изолятор (помещение для временной изоляции заболевшего) |
6,0 м2/койко-место |
|||
Туалет медицинского блока с местом для приготовления дезинфицирующих растворов |
6,0 м2 |
|||
Помещения для стирки белья (постирочные) |
14,0 м2 |
|||
Гладильная |
10,0 м2 |
|||
Кладовая чистого белья |
6,0 м2 |
|||
Туалет для персонала |
3,0 м2 |
|||
Хозяйственная кладовая |
4,0 м2 |
|||
Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов |
4,0 м2 |
|||
Организации для детей старше 7 лет и молодежи |
||||
Жилые комнаты в общежитиях, интернатах, учреждениях социального обслуживания семьи и детей |
при наличии отдельных помещений для самостоятельных занятий |
4,5 м2/чел. |
||
при оборудовании мест для самостоятельных занятий в жилой комнате |
6,0 м2/чел. |
|||
Жилые комнаты, спальные помещения в организациях отдыха детей и их оздоровления, групп продленного дня |
4,0 м2/чел. |
|||
Жилые комнаты в детских санаториях |
6,0 м2/чел. |
|||
Помещения для отдыха и игр (гостиные), игровых комнат |
2,5 м2/чел. |
|||
Учебные помещения, кабинеты, аудитории при фронтальных формах занятий |
2,5 м2/чел. |
|||
Учебные помещения, кабинеты, аудитории при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий |
3,5 м2/чел. |
|||
Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером |
4,5 м2/ рабочее место |
|||
Лаборантская при специализированных кабинетах, лабораториях, мастерских (ПОО) |
15,0 м2 |
|||
Лекционные аудитории |
до 350 мест |
1,2 м2/чел. |
||
более 350 мест |
1,0 м2/чел. |
|||
Мастерские трудового обучения, кабинет кулинарии и домоводства в общеобразовательных организациях |
6,0 м2/ рабочее место |
|||
Слесарная мастерская (ПОО) |
на 15 чел. |
5,4 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
4,5 м2/чел. |
|||
Слесарно-инструментальная мастерская (ПОО) |
на 15 чел. |
7,2 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
6,0 м2/чел. |
|||
Слесарно-сборочная мастерская (ПОО) |
на 15 чел. |
8,0 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
7,2 м2/чел. |
|||
Токарная, фрезерная, механическая мастерская (ПОО) |
на 15 чел. |
12,0 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
10,8 м2/чел. |
|||
Электрогазосварочная мастерская (ПОО) |
на 15 чел. |
12,0 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
9,6 м2/чел. |
|||
Электросварочная (ПОО) |
на 15 чел. |
9,0 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
7,5 м2/чел. |
|||
Электромонтажная (ПОО) |
на 15 чел. |
6,0 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
4,0 м2/чел. |
|||
Механическая по обработке дерева (ПОО) |
на 15 чел. |
12,0 м2/чел. |
||
на 20 чел. |
10,0 м2/чел. |
|||
Помещение для самоподготовки |
2,5 м2/чел. |
|||
Рекреация коридорного типа |
0,6 м2/чел. |
|||
Рекреация зального типа |
2,0 м2/чел. |
|||
Актовый (концертный) зал |
0,65 м2/посадочное место |
|||
Спортивный зал |
10 м2/чел. |
|||
Зал для занятий лечебной физической культурой |
5,0 м2/чел. |
|||
Раздевальные при спортивном зале |
14,0 м2 |
|||
Туалетные при спортивном зале |
8,0 м2 |
|||
Душевые при спортивном зале, раздельные по полу |
12,0 м2 |
|||
Лаборатории, мастерские для занятий творчеством при организации дополнительного образования (ПОО) |
4,0 м2/чел. |
|||
Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для организаций дополнительного образования |
12,0 м2 |
|||
Зал для занятий хора и оркестра |
2,0 м2/чел. |
|||
Зал для занятий хореографией |
3,0 м2/чел. |
|||
Обеденный зал |
общеобразовательные организации, ПОО, организации отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием |
0,7 м2/ посадочное место |
||
организации отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием |
1,0 м2/посадочное место |
|||
Обеденный зал |
детские санатории; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
1,5 м2/посадочное место |
||
Помещение для приема пищи и (или) приготовления пищи |
малокомплектные образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования |
0,7 м2/посадочное место (минимальная площадь помещения 20 м2) |
||
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при поквартирном проживании; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
1,5 м2/посадочное место |
|||
Комната воспитателя |
6,0 м2/чел. |
|||
Туалетные раздельные для мальчиков и девочек (юношей и девушек) |
0,1 м2/чел. |
|||
Туалетная и душевая или ванная комната |
для организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
0,8 м2/ чел. |
||
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1,5 м2/чел. |
|||
Комната гигиены девочек (девушек) |
3,0 м2 |
|||
Помещение для хранения вещей |
0,2 м2/чел. |
|||
Помещение для стирки, сушки вещей, глажения и чистки одежды |
14 м2 |
|||
Помещение для хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов |
4,0 м2 |
|||
Медицинский кабинет |
общеобразовательные организации, ПОО |
21,0 м2 |
||
организации отдыха детей и их оздоровления |
10,0 м2 |
|||
Стоматологический кабинет |
12,0 м2 |
|||
Процедурный (прививочный) кабинет |
12,0 м2 |
|||
Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми |
10,0 м2 |
|||
Изолятор (помещение для временной изоляции заболевших) |
6,0 м2/1 койко-место |
|||
Медицинская палатка (в палаточном лагере) |
4,0 м2 |
|||
Гардероб |
0,15 м2/на 1 чел. |
|||
Раздевальная (прихожая) |
1,2 м2/чел (минимальная площадь помещения 6 м2) |
|||
Ширина рекреаций |
|
|||
При одностороннем расположении кабинетов |
4,0 м |
|||
При двухстороннем расположении кабинетов |
6,0 м |
Нормативы параметров мебели, оборудования и расстановки мебели
Таблица 6.2
Нормативы параметров мебели |
|||||
Вид оборудования |
Возраст |
Нормируемый параметр |
Норматив |
||
Мебель для лежания (кровати) - размеры, не менее |
до 3-х лет |
длина |
1200 мм |
||
ширина |
600 мм |
||||
от 3-х до 7 лет |
длина |
1400 мм |
|||
ширина |
600 мм |
||||
от 7 до 10 лет |
длина |
1600 мм |
|||
ширина |
700 мм |
||||
от 10 лет и старше |
длина |
1900 мм |
|||
ширина |
800 мм |
||||
Вид оборудования |
Номер мебели |
Маркировка |
Длина тела (рост ребенка) |
Высота рабочей плоскости |
|
Мебель детская дошкольная, ученическая (столы) - высота до крышки |
00 |
Черный |
до 850 мм |
340 мм |
|
0 |
Белый |
850 - 1000 мм |
400 мм |
||
1 |
Оранжевый |
1000 - 1150 мм |
460 мм |
||
2 |
Фиолетовый |
1150 - 1300 мм |
520 мм |
||
3 |
Желтый |
1300 - 1450 мм |
580 мм |
||
4 |
Красный |
1450 - 1600 мм |
640 мм |
||
5 |
Зеленый |
1600 - 1750 мм |
700 мм |
||
6 |
Голубой |
1750 - 1850 мм |
760 мм |
||
Мебель детская дошкольная, ученическая (стулья) - высота сиденья |
00 |
Черный |
до 850 мм |
180 мм |
|
0 |
Белый |
850 - 1000 мм |
220 мм |
||
1 |
Оранжевый |
1000 - 1150 мм |
260 мм |
||
2 |
Фиолетовый |
1150 - 1300 мм |
300 мм |
||
3 |
Желтый |
1300 - 1450 мм |
340 мм |
||
4 |
Красный |
1450 - 1600 мм |
380 мм |
||
5 |
Зеленый |
1600 - 1750 мм |
420 мм |
||
6 |
Голубой |
1750 - 1850 мм |
460 мм |
||
Конторки (высота над полом переднего края столешницы) |
- |
- |
1150 - 1300 мм |
750 мм |
|
- |
- |
1300 - 1450 мм |
850 мм |
||
- |
- |
1450 - 1600 мм |
950 мм |
||
Требования к расстановке мебели |
|||||
Показатель |
Норматив |
||||
Минимальные разрывы, расстояния, не менее |
|
||||
Кровати в спальных помещениях |
от наружных стен |
60 см |
|||
от отопительных приборов |
20 см |
||||
ширина прохода между кроватями |
50 см |
||||
между изголовьями двух кроватей |
30 см |
||||
Мебель в учебном помещении |
между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей) |
50 см |
|||
между рядами столов |
50 см |
||||
от учебной доски до первого ряда столов |
240 см |
||||
Наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столов |
не более 860 см |
||||
Угол видимости учебной доски |
до 7 лет; 1 - 4 классы |
45° |
|||
5 - 11 классы, ПОО |
35° |
||||
Высота нижнего края учебной доски над полом |
70 - 90 м |
181. Нормативы размера экрана электронных средств обучения представлены в таблице 6.3.
182. При использовании ноутбука с диагональю экрана 14 дюймов при работе с текстом размер шрифта, указанный в главе VII, в таблице "Требования к оформлению текстовой информации электронных учебных изданий", должен быть увеличен на 2 пункта для сохранения размера символа на экране.
Нормативы размера экрана электронных средств обучения
Таблица 6.3
Электронные средства обучения |
Диагональ экрана, дюйм/см, не менее |
Интерактивная доска (интерактивная панель) |
65/165,1 |
Монитор персонального компьютера, ноутбука |
15,6/39,6 |
Ноутбук |
14,0/35,6 |
Планшет |
10,5/26,6 |
Нормативы количества и установки санитарных приборов в помещениях
Таблица 6.4
Показатель, возраст |
Норматив |
||
Высота установки умывальных раковин или раковины желобкового типа (от пола до борта) |
до 4-х лет |
0,4 м |
|
от 4-х до 7 лет |
0,5 м |
||
7 лет и старше |
0,7 - 0,8 м |
||
Количество санитарных приборов для детей дошкольного возраста, не менее |
до 3-х лет |
индивидуальные горшки |
на каждого ребенка |
умывальники или 1 раковина желобкового типа |
1 кран на 5 детей |
||
унитаз |
1 |
||
поддон с душевой насадкой на гибком шланге |
1 |
||
умывальник для персонала |
1 |
||
3 - 7 лет |
детские унитазы |
1 унитаз на 5 детей |
|
умывальники или раковина желобкового типа |
1 кран на 5 детей |
||
умывальник для персонала |
1 |
||
3 - 7 лет, для организаций с кратковременным пребыванием (4 часа и менее) |
детские унитазы |
1 унитаз на 20 детей |
|
умывальники или раковина желобкового типа |
1 кран на 20 детей |
||
Количество санитарных приборов для детей старше 7 лет в организациях с дневным пребыванием, не менее |
унитазы |
1 на 20 девочек |
|
1 на 30 мальчиков |
|||
писсуары |
1 на 30 мальчиков |
||
умывальники или раковина желобкового типа |
1 кран на 30 чел. |
||
Количество санитарных приборов для детей старше 7 лет в организациях с круглосуточным пребыванием, не менее |
унитазы |
1 на 8 девочек |
|
1 на 16 мальчиков |
|||
писсуары |
1 на 16 мальчиков |
||
умывальники или раковина желобкового типа |
1 кран на 5 чел. |
||
Количество умывальников или раковина желобкового типа перед обеденным залом, не менее |
1 кран на 20 посадочных мест |
Коэффициент отражения в
помещениях
Таблица 6.5
Показатель |
Норматив |
|
Коэффициент отражения, не менее |
потолок, верхняя часть стен и оконных откосов |
0,70 |
панели стен |
0,55 |
|
пол |
0,40 |
|
мебель |
0,45 |
Требования к организации образовательного процесса
Таблица 6.6
Показатель |
Организация, возраст |
Норматив |
||
1 |
2 |
3 |
||
Начало занятий, не ранее |
все возрастные группы |
8:00 |
||
детский санаторий |
9:00 |
|||
Окончание занятий, не позднее |
при реализации образовательных программ дошкольного образования |
17:00 |
||
при реализации программ начального, общего основного и среднего общего образования и программ профессионального обучения (ПОО 1, 2 курс) |
19:00 |
|||
при реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков (студий), спортивных секций |
до 7 лет |
19:30 |
||
7 - 10 лет |
20:00 |
|||
10 - 18 лет |
21:00 |
|||
детские санатории |
18:00 |
|||
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных/дополнительных занятий следующей смены, не менее |
20 мин |
|||
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более |
от 1,5 до 3 лет |
10 мин |
||
от 3 до 4 лет |
15 мин |
|||
от 4 до 5 лет |
20 мин |
|||
от 5 до 6 лет |
25 мин |
|||
от 6 до 7 лет |
30 мин |
|||
Продолжительность учебного занятия для обучающихся, не более |
1 класс (сентябрь - декабрь) |
35 мин |
||
1 класс (январь - май) |
40 мин |
|||
|
|
|||
классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья |
40 мин |
|||
2 - 11 классы |
45 мин |
|||
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более |
от 1,5 до 3 лет |
20 мин |
||
от 3 до 4 лет |
30 мин |
|||
от 4 до 5 лет |
40 мин |
|||
от 5 до 6 лет |
50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна |
|||
от 6 до 7 лет |
90 мин |
|||
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся, не более |
1 классы |
при включении в расписание занятии 2-х уроков физической культуры в неделю |
4 урока |
|
при включении в расписание занятии 3-х уроков физической культуры в неделю |
4 урока и 1 раз в неделю - 5 уроков |
|||
2 - 4 классы |
при включении в расписание занятии 2-х уроков физической культуры в неделю |
5 уроков |
||
при включении в расписание занятии 3-х уроков физической культуры в неделю |
5 уроков и 1 раз в неделю - 6 уроков |
|||
|
5 - 6 классы |
6 уроков |
||
7 - 11 классы |
7 уроков |
|||
старше 18 лет |
не более 8 ч (академических) |
|||
2 - 4 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья |
5 уроков |
|||
5 - 11 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья |
6 уроков |
|||
Учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе, не более |
1 класс |
21 ч |
||
2 - 4 класс |
23 ч |
|||
5 класс |
29 ч |
|||
6 класс |
30 ч |
|||
7 класс |
32 ч |
|||
8 - 9 класс |
33 ч |
|||
10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО |
34 ч |
|||
старше 18 лет |
40 ч |
|||
Учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе, не более |
2 - 4 класс |
26 ч |
||
5 класс |
32 ч |
|||
6 класс |
33 ч |
|||
7 класс |
35 ч |
|||
8 - 9 класс |
36 ч |
|||
10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО |
37 ч |
|||
старше 18 лет |
40 ч |
|||
Проведение сдвоенных уроков |
1 - 4 классы |
не проводятся за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию |
||
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее |
все возраста |
10 мин |
||
Продолжительность перемен (перерывов), не менее |
1 - 11 классы, обучающиеся ПОО |
10 мин |
||
1 - 11 классы, обучающиеся ПОО перемены для приема пищи |
20 мин |
|||
динамическая пауза (для 1-х классов) |
40 мин |
|||
Недельный объем внеурочной деятельности, не более |
1 - 11 класс |
10 ч |
||
Количество видов учебной деятельности на учебном занятии |
1 - 4 классы |
3 - 7 |
||
5 - 11 классы |
5 - 7 |
|||
Продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии, мин |
1 - 4 классы |
5 - 7 |
||
5 - 9 классы |
7 - 10 |
|||
10 - 11 классы |
7 - 10 |
|||
Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени), % |
1 - 4 классы |
60 - 80 |
||
5 - 9 классы |
70 - 90 |
|||
10 - 11 классы |
70 - 90 |
|||
Моторная плотность урока физической культуры, %, не менее |
70 |
|||
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее |
2 мин |
|||
Продолжительность выполнения домашних заданий, не более |
1 класс |
1,0 ч |
||
2 - 3 классы |
1,5 ч |
|||
4 - 5 классы |
2,0 ч |
|||
6 - 8 классы |
2,5 ч |
|||
9 - 11 классы |
3,5 ч |
|||
Продолжительность выполнения домашних заданий в детских санаториях, не более |
1 - 4 классы |
домашние задания не задают |
||
5 - 11 классы |
1,0 ч |
|||
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, не более, кг |
1 - 2 классы |
1,5 |
||
3 - 4 классы |
2,0 |
|||
5 - 6 классы |
2,5 |
|||
7 - 8 классы |
3,5 |
|||
9 - 11 классы |
4,0 |
183. Режим дня может корректироваться в зависимости от типа организации и вида реализуемых образовательных программ, сезона года.
184. Для детей 15 - 18 лет с учетом состояния их здоровья может быть предусмотрена замена дневного сна на тихий отдых (чтение книг, настольные игры).
185. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
Показатели организации образовательного процесса
Таблица 6.7
Показатель |
Организация, возраст |
Норматив |
|
Продолжительность ночного сна, не менее |
1 - 3 года |
12,0 ч |
|
4 - 7 лет |
11,0 ч |
||
8 - 10 лет |
10,0 ч |
||
11 - 14 лет |
9,0 ч |
||
15 лет и старше |
8,5 ч |
||
Продолжительность дневного сна, не менее |
1 - 3 года |
3,0 ч |
|
4 - 7 лет |
2,5 ч |
||
старше 7 лет |
1,5 ч |
||
Продолжительность прогулок, не менее |
для детей до 7 лет |
3, ч/день |
|
для детей старше 7 лет |
2,0 ч/день |
||
Суммарный объем двигательной активности, не менее |
все возраста |
1,0 ч/день |
|
Утренний подъем, не ранее |
все возраста |
7 ч 00 мин |
|
Утренняя зарядка, продолжительность, не менее |
до 7 лет |
10 мин |
|
старше 7 лет |
15 мин |
||
Продолжительность труда, не более |
производственная практика в общеобразовательной организации, лагеря труда и отдыха |
12 - 13 лет |
2,0 ч в день |
14 - 15 лет |
2,5 ч день |
||
16 - 18 лет |
3,5 ч день |
||
ПОО |
14 - 15 лет |
4 ч в день (24 ч в неделю) |
|
16 - 18 лет |
6 ч в день (36 в неделю) |
186. Для определения продолжительности использования интерактивной доски (панели) на уроке рассчитывается суммарное время ее использования на занятии.
187. Для вычисления продолжительности использования электронного средства обучения (ЭСО) индивидуального пользования определяется непрерывная продолжительность их использования на занятии.
188. При использовании 2-х и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них.
189. Для детей 6 - 7 лет и обучающихся 1 - 4 классов использование ноутбуков возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
Продолжительность использования ЭСО
Таблица 6.8
Электронные средства обучения |
Классы |
на уроке, мин, не более |
суммарно в день в школе, мин, не более |
суммарно в день дома (включая досуговую деятельность), мин, не более |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Интерактивная доска |
5 - 7 лет |
7 |
20 |
- |
1 - 3 классы |
20 |
80 |
- |
|
4 классы |
30 |
90 |
- |
|
5 - 9 классы |
30 |
100 |
- |
|
10 - 11 классы, 1 - 2 курс ПОО |
30 |
120 |
- |
|
Интерактивная панель |
5 - 7 лет |
5 |
10 |
- |
1 - 3 классы |
10 |
30 |
- |
|
4 классы |
15 |
45 |
- |
|
5 - 6 классы |
20 |
80 |
- |
|
7 - 11 классы, 1 - 2 курс ПОО |
25 |
100 |
- |
|
Персональный компьютер |
6 - 7 лет |
15 |
20 |
- |
1 - 2 классы |
20 |
40 |
80 |
|
3 - 4 классы |
25 |
50 |
90 |
|
5 - 9 классы |
30 |
60 |
120 |
|
10 - 11 классы, 1 - 2 курс ПОО |
35 |
70 |
170 |
|
Ноутбук |
6 - 7 лет |
15 |
20 |
- |
1 - 2 классы |
20 |
40 |
80 |
|
3 - 4 классы |
25 |
50 |
90 |
|
5 - 9 классы |
30 |
60 |
120 |
|
10 - 11 классы, 1 - 2 курс ПОО |
35 |
70 |
170 |
|
Планшет |
6 - 7 лет |
10 |
10 |
- |
1 - 2 классы |
10 |
30 |
80 |
|
3 - 4 классы |
15 |
45 |
90 |
|
5 - 9 классы |
20 |
60 |
120 |
|
10 - 11 классы, 1 - 2 курс ПОО |
20 |
80 |
150 |
Шкала трудности учебных предметов на уровне начального общего образования
Таблица 6.9
Учебные предметы |
Количество баллов |
Математика |
8 |
Русский язык/Родной язык |
7 |
Информатика и ИКТ |
6 |
Иностранный язык |
7 |
Окружающий мир |
6 |
Литературное чтение |
5 |
Изобразительное искусство |
3 |
Музыка |
3 |
Технология |
2 |
Физическая культура |
1 |
Шкала трудности учебных предметов на уровне основного общего образования
Таблица 6.10
Учебные предметы |
Количество баллов (по классам) |
|||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Физика |
- |
- |
8 |
9 |
13 |
|
Химия |
- |
- |
- |
10 |
12 |
|
История |
5 |
8 |
6 |
8 |
10 |
|
Иностранный язык |
9 |
11 |
10 |
8 |
9 |
|
Математика |
Математика |
10 |
13 |
- |
- |
|
Геометрия |
- |
- |
12 |
10 |
8 |
|
Алгебра |
- |
- |
10 |
9 |
7 |
|
Природоведение |
7 |
8 |
- |
- |
- |
|
Биология |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
|
Литература |
4 |
6 |
4 |
4 |
7 |
|
Информатика и ИКТ |
4 |
10 |
4 |
7 |
7 |
|
Русский язык/Родной язык |
8 |
12 |
11 |
7 |
6 |
|
География |
- |
7 |
6 |
6 |
5 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
3 |
3 |
1 |
- |
- |
Мировая художественная культура |
- |
- |
8 |
5 |
5 |
|
Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
6 |
9 |
9 |
5 |
5 |
|
Технология |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
|
Черчение |
- |
- |
- |
5 |
4 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Физическая культура |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Шкала трудности учебных предметов на уровне среднего общего образования
Таблица 6.11
Учебные предметы |
Количество баллов |
Физика |
12 |
Математика (геометрия), Химия |
11 |
Математика (алгебра) |
10 |
Русский язык/Родной язык |
9 |
Литература, Иностранный язык |
8 |
Биология |
7 |
Информатика и ИКТ |
6 |
История, Обществознание (включая экономику и право), Искусство (МХК) |
5 |
География |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
2 |
Физическая культура |
1 |
Показатели продолжительности проветривания учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры наружного воздуха, мин
Таблица 6.12
Температура наружного воздуха, °C |
Учебные кабинеты в малые перемены |
Учебные кабинеты в большие перемены и между сменами/рекреации между учебными занятиями |
от +10 до +6 |
4 - 10 |
25 - 35 |
от +5 до 0 |
3 - 7 |
20 - 30 |
от 0 до -5 |
2 - 5 |
15 - 25 |
от -5 до -10 |
1 - 3 |
10 - 15 |
ниже -10 |
1 - 1,5 |
5 - 10 |
Микроклиматические показатели, при которых проводятся занятий физической культурой на открытом воздухе в холодный период года по климатическим зонам
Таблица 6.13
Климатическая зона |
Возраст обучающихся |
Температура воздуха, °C |
||
без ветра |
при скорости ветра до 5 м/с |
при скорости ветра 6 - 10 м/с |
||
Северная часть Российской Федерации |
до 12 лет |
-10 -11 |
-6 -7 |
-3 -4 |
12 -13 лет |
-12 |
-8 |
-5 |
|
14 - 15 лет |
-15 |
-12 |
-8 |
|
16 - 17 лет |
-16 |
-15 |
-10 |
|
Заполярье |
до 12 лет |
-11 -13 |
-7 -9 |
-4 -5 |
12 -13 лет |
-15 |
-11 |
-8 |
|
14 - 15 лет |
-18 |
-15 |
-11 |
|
16 - 17 лет |
-21 |
-18 |
-13 |
|
Средняя полоса Российской Федерации |
до 12 лет |
-9 |
-6 |
-3 |
12 - 13 лет |
-12 |
-8 |
-5 |
|
14 - 15 лет |
-15 |
-12 |
-8 |
|
16 - 17 лет |
-16 |
-15 |
-10 |
Микроклиматические показатели, при которых проводятся занятий физической культурой на открытом воздухе в холодный период года в условиях муссонного климата
Таблица 6.14
Сезоны года |
Класс обучения |
Температура воздуха, °C |
Влажность воздуха, % |
Скорость ветра, м/с |
Зима |
1 - 4 |
-1 -7 |
0 - 75 |
< 2 |
5 - 11 |
-1 -15 |
0 - 00 |
< 5 |
|
Весна |
1 - 4 |
0 +5 |
0 - 80 |
0 - 2 |
5 - 11 |
-1 +5 |
0 - 00 |
0 - 7 |
|
Лето |
1 - 4 |
< +25 |
< 60 |
2 - 6 |
5 - 11 |
< +30 |
< 80 |
0 - 8 |
|
Осень |
1 - 4 |
> +3 |
0 - 75 |
0 - 2 |
5 - 11 |
> 0 |
0 - 00 |
0 - 8 |
|
Весеннее межсезонье |
1 - 4 |
0 - 3 |
0 - 60 |
0 - 2 |
5 - 11 |
0 - 7 |
0 - 00 |
0 - 6 |
|
Осеннее межсезонье |
1 - 4 |
0 - 5 |
0 - 80 |
0 - 3 |
5 - 11 |
0 - 10 |
0 - 00 |
0 - 8 |
Микроклиматические показатели, при которых не проводится производственная практика
Таблица 6.15
Температура воздуха, °C |
Скорость ветра, м/сек |
-25 |
2,0 - 2,5 |
-20 |
3,5 - 4,0 |
-15 |
4,5 - 5,0 |
-10 |
6,0 - 6,5 |
-5 |
7,0 - 7,5 |
0 |
8,0 - 9,5 |
191. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
Микроклиматические показатели, при которых не проводится производственная практика
Таблица 6.16
Показатели тяжести трудового процесса, в зависимости от характера работ |
Допустимые физические нагрузки (физическая динамическая нагрузка - кг * м, масса груза - кг, статическая нагрузка - кгс * с), стереотипные рабочие движения, наклоны, передвижения - количество за смену) |
|||||||
для юношей |
для девушек |
|||||||
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах внешней механической работы за смену, кг * м: |
||||||||
при региональной нагрузке с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса при перемещении груза на расстояние до 1 м |
1000 |
1250 |
2500 |
3000 |
500 |
750 |
1500 |
2000 |
при общей нагрузке с участием мышц рук, корпуса, ног: |
||||||||
при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м |
5000 |
6000 |
13000 |
15000 |
3000 |
3500 |
8000 |
10000 |
при перемещении груза на расстояние более 5 м |
9000 |
11000 |
26000 |
30000 |
5500 |
7000 |
16000 |
18000 |
Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг): |
||||||||
подъем и перемещение (разовое) тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не более 1/3 рабочей смены |
12 |
15 |
20 |
24 |
4 |
5 |
7 |
8 |
подъем и перемещение (разовое) тяжестей (более 2-х раз в час) в течение не более 1/3 рабочей смены |
6 |
7 |
11 |
13 |
3 |
4 |
5 |
6 |
подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены |
3 |
4 |
2 |
3 |
||||
перемещении грузов на тележках или в контейнерах |
12 |
15 |
20 |
24 |
4 |
5 |
7 |
8 |
суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочего дня: |
||||||||
с рабочей поверхности |
400 |
500 |
1000 |
1500 |
180 |
200 |
400 |
500 |
с пола |
200 |
250 |
500 |
700 |
90 |
100 |
200 |
250 |
Стереотипные рабочие движения (количество за смену): |
||||||||
при локальной нагрузке, с участием мышц кистей и пальцев рук |
20000 |
30000 |
20000 |
30000 |
||||
при региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) |
10000 |
15000 |
10000 |
15000 |
||||
Статическая нагрузка, величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс * с: |
||||||||
одной рукой |
7000 |
9000 |
20000 |
22000 |
4000 |
5000 |
8000 |
9000 |
двумя руками |
14000 |
18000 |
40000 |
45000 |
8000 |
10000 |
16000 |
18000 |
с участием мышц корпуса и ног |
20000 |
25000 |
50000 |
60000 |
12000 |
15000 |
20000 |
25000 |
Рабочая поза: нахождение в неудобной фиксированной позе |
не более 1 часа по 10 мин. с перерывами по 10 мин. |
не более 1,5 часов по 15 мин. с перерывами по 10 мин. |
не более 1 часа по 10 мин. с перерывами по 10 мин |
не более 1,5 часов по 15 мин. с перерывами по 10 мин. |
||||
Наклоны корпуса: вынужденные наклоны более 30° (количество за смену) |
40 раз |
60 раз |
40 раз |
60 раз |
||||
Перемещение в пространстве: переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены, км |
до 3 |
до 7 |
до 3 |
до 7 |
Показатели безопасности песка в песочницах детских организаций
Таблица 6.17
Показатель |
Единицы измерения |
Норматив |
Индекс БГКП |
кл/г |
Менее 10 |
Индекс энтерококков |
кл/г |
Менее 10 |
Патогенные энтеробактерии |
кл/г |
отсутствие |
Паразитологические показатели |
|
|
Цисты патогенных кишечных простейших |
экз/100г |
отсутствие |
Яйца и личинки гельминтов (жизнеспособные) |
экз/кг |
отсутствие |
Радиологические показатели |
||
Удельная эффективная активность природных радионуклидов |
Бк/кг |
370 |
Удельная активность цезия |
Бк/кг |
100 |
Санитарно-химические показатели |
||
Кадмий |
мг/кг |
Не более 2 |
Кобальт |
мг/кг |
Не более 5 |
Марганец |
мг/кг |
Не более 100 |
Медь |
мг/кг |
Не более 3 |
Мышьяк |
мг/кг |
Не более 2 |
Никель |
мг/кг |
Не более 4 |
Нитраты |
мг/кг |
Не более 130 |
Ртуть |
мг/кг |
Не более 2,1 |
Свинец |
мг/кг |
Не более 6 |
Фтор |
мг/кг |
Не более 10 |
Цинк |
мг/кг |
Не более 23 |
Хром |
мг/кг |
Не более 6 |
192. Требования к наличию помещений устанавливаются при наличии в организации данных видов производственных помещений.
193. Количество холодильников определяется количеством необходимого объема пищевых продуктов требованием к хранению продуктов.
194. В мучном цехе производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки.
195. Одна из пяти моечных ванн должна быть оборудована душевой насадкой с гибким шлангом.
Минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных организаций и базовых предприятий питания
Таблица 6.18
Наименование производственного помещения |
Наименование оборудования |
Количество (не менее) |
1 |
2 |
3 |
Склад |
стеллажи |
1 |
подтоварники |
1 |
|
среднетемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
низкотемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
психрометр |
1 |
|
Овощной цех (первичной обработки овощей - зона) |
производственные столы |
2 |
картофелеочистительная машина |
1 |
|
овощерезательная машина |
1 |
|
моечные ванны |
2 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Овощной цех (вторичной обработки овощей - зона) |
производственные столы |
2 |
моечные ванны |
2 |
|
универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина |
1 |
|
среднетемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Холодный цех (зона) |
производственные столы |
2 |
контрольные весы |
1 |
|
среднетемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина |
1 |
|
бактерицидная установка для обеззараживания воздуха |
1 |
|
моечная ванна (для повторной обработки овощей не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов) |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Мясорыбный цех |
производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) |
3 |
контрольные весы |
1 |
|
среднетемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
низкотемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
электромясорубка |
1 |
|
моечные ванны |
2 |
|
колода для разруба мяса |
1 |
|
фаршемешалка |
1 |
|
котлетоформовочный автомат |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Помещение для обработки яиц (место в мясо-рыбном цехе) |
производственный стол |
1 |
моечные ванны (емкости) |
3 |
|
емкость для обработанного яйца |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Мучной цех |
производственные столы |
2 |
тестомесильная машина |
1 |
|
контрольные весы |
1 |
|
пекарский шкаф |
1 |
|
стеллажи |
1 |
|
моечная ванна |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Доготовочный цех |
производственные столы |
3 |
контрольные весы |
1 |
|
среднетемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
низкотемпературные холодильные шкафы |
1 |
|
овощерезательная машина |
1 |
|
моечные ванны |
3 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Помещение для нарезки хлеба |
производственный стол |
1 |
хлеборезательная машина |
1 |
|
шкаф для хранения хлеба |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Горячий цех |
производственные столы |
2 |
электрическая плита |
1 |
|
электрическая сковорода |
1 |
|
духовой (жарочный) шкаф |
1 |
|
пароконвектомат |
1 |
|
электропривод для готовой продукции |
1 |
|
электрокотел |
1 |
|
контрольные весы |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Раздаточная зона |
мармиты для горячих блюд |
2 |
холодильный прилавок (витрина, секция) |
1 |
|
Моечная для мытья столовой посуды |
производственный стол |
1 |
посудомоечная машина |
1 |
|
моечные ванны (для мытья столовой посуды) |
3 |
|
моечные ванны (для стеклянной посуды и столовых приборов) |
2 |
|
стеллаж (шкаф) |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Моечная для мытья кухонной посуды |
производственный стол |
1 |
моечные ванны (с объемом, позволяющим обеспечивать полное погружение кухонной посуды), оборудованные душевой насадкой с гибким шлангом |
2 |
|
Моечная тары |
моечные ванны |
2 |
Производственное помещение буфета-раздаточной с посудомоечной |
производственные столы |
2 |
электроплита |
1 |
|
моечная ванна |
1 |
|
среднетемпературные холодильные шкафы |
2 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
Комната приема пищи |
производственный стол |
1 |
электроплита |
1 |
|
среднетемпературный холодильный шкаф |
1 |
|
шкаф (стеллаж) |
1 |
|
моечная ванна |
1 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
|
картофелеочистительная машина |
1 |
|
овощерезательная машина |
1 |
|
моечные ванны |
2 |
|
раковина для мытья рук |
1 |
Минимальное количество работников пищеблока в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления
Таблица 6.19
Принцип работы пищеблока |
Численность питающихся детей |
Количество работников пищеблоков |
На сырье и полуфабрикатах |
до 200 чел. |
1 на 50 чел. (но не менее 1) |
от 200 до 400 |
1 на 60 чел. |
|
от 400 до 700 |
1 на 70 чел. |
|
более 700 чел. |
не менее 10 чел. |
|
На привозной продукции |
1 на 100 детей (но не менее 1) |
Виды и масса продуктов в наборе
Таблица 6.20
Вид питания |
Продукты |
Масса |
Сухой паек |
Фрукты (предварительно вымытые, поштучно в упаковке из полимерных материалов) |
не менее 60 г (поштучно) |
Вода питьевая расфасованная в емкости (бутилированная), негазированная, в потребительской упаковке промышленного изготовления |
не более 500 мл |
|
Соковая продукция из фруктов и овощей в потребительской упаковке промышленного изготовления |
не более 200 мл |
|
Молоко стерилизованное и (или) стерилизованные молочные напитки (2,5% и 3,5% жирности) в ассортименте, в потребительской упаковке промышленного изготовления |
не более 200 мл |
|
Хлебобулочные изделия в ассортименте, в потребительской упаковке |
не более 100 г |
|
Орехи (кроме арахиса и абрикосовых косточек), сухофрукты в ассортименте, в потребительской упаковке |
не более 100 г |
|
Мучные кондитерские изделия промышленного (печенье, вафли, мини-кексы, пряники) производства, изделия обогащенные микронутриентами (витаминизированные) в ассортименте |
не более 150 г |
|
Кондитерские изделия сахарные (зефир, фруктово-злаковые батончики), изделия обогащенные микронутриентами (витаминизированные), шоколад в ассортименте, в потребительской упаковке |
не более 100 г |
|
Костровое питание |
Хлеб черный и белый; Крупы, макаронные изделия; Консервы мясные, овощные, фруктовые; Консервы рыбные в масле и (или) натуральные; Овощи свежие или сублимированные; Картофель; Фрукты свежие; Молоко сухое, сгущенное, концентрированное; Молоко стерилизованное и стерилизованные молочные напитки; Масло сливочное, топленое; Масло растительное; Сыры твердых сортов; Какао, чай; Специи; Соковая продукция из фруктов и овощей; Мучные кондитерские изделия промышленного производства (печенье, вафли, мини-кексы, пряники; Кондитерские изделия сахарные (зефир, кондитерские батончики, конфеты, кроме карамели), шоколад в ассортименте - в потребительской упаковке весом до 100 г. |
Суммарно не менее возрастной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии |